Макетные приемы выявления и разработки поверхности. Как сделать объемный рельеф на округлой поверхности? Рельеф из бумаги схемы

Тиснение на бумаге набирает с каждым днём всё большую популярность. Такая методика используется для украшения чего угодно: блокнотов, альбомов, скрап-буков, декора стен. Прелесть теснения на бумаге в том, что этим нехитрым занятием можно заниматься в домашних условиях, и оно не требует больших денежных затрат. Этот метод не требует каких-то определённых навыков, и он довольно прост.

Существует несколько технологий тиснения в домашних условиях, которые необходимо изучить, чтобы выбрать наиболее подходящую. Каждая технология включает в себя обладание определёнными инструментами: печатями, штампами и рельефными трафаретами .

Чаще всего тиснение на бумаге используется для скрапбукинга. Такое увлекательное занятие помогает украсить свой фотоархив или дневник, декорировать комнату. В последнее время такой вид рукоделия стал особенно популярным, ведь приятные моменты жизни хочется сохранить в красивом виде, с приятными памятными мелочами, фотографиями и вырезками.

Техника тиснения на бумаге поможет рукодельницам оригинально и индивидуально оформлять свои творения. Так как занятие это довольно простое, навыки приобретаются очень быстро. Кроме того, творить можно сидя дома за своим рабочим столом, или же оформив специальную рабочую зону.

Виды тиснения на бумаге:

  • Кримпером (специальное валиковое приспособление, позволяющее за раз выполнять тиснение на любом отрезке бумаги)
  • Тиснение фольгой (наиболее распространённый вид)
  • При помощи ламинатора и фольги
  • Дебоссинг (техника вдавливания)
  • Тиснение в технике конгрев (используется преимущественно для тиснения на картоне, переплётах книг и других жёстких материалах)

Галерея: тиснение на бумаге (25 фото)























Оттиск на бумаге фольгой

Наиболее лёгкий способ получить красивый и качественный рисунок – сделать тиснение фольгой . Популярнее всего на сегодняшний день золотое тиснение. Для этого понадобится фольга золотого цвета. Выглядит этот материал очень красиво и презентабельно, поэтому используется чаще всего для декора в стиле ампир с характерными ему вензелями и завитками. Таким видом тиснения часто оформляют визитки, дипломы, грамоты и свидетельства.

Легче всего сделать оттиск фольгой с помощью листа бумаги с текстом или рисунком, фольги и утюга.

На принтере отпечатывается желаемый текст или рисунок. На изображение кладётся лист фольги необходимого размера. Если нужно получить цветной рисунок, то и фольга должна быть с одной стороны цветная, в таком случае, именно этой стороной она должна смотреть вверх. На ровную твёрдую поверхность кладётся бумага с фольгированной заготовкой и носиком утюга, аккуратно проглаживается. Важно тщательно прогреть поверх фольги всю поверхность листа, в противном случае изображение плохо отпечатается. Гладить нужно в течение 4–5 минут, после чего рекомендуется подождать, пока фольга полностью остынет, и только после этого можно освобождать её от рисунка и любоваться результатом.

Горячее тиснение можно также наносить при помощи специальных штампов или печатей. Для этого штамп (главный инструмент) нужно сильно нагреть над открытым огнём и максимально прижать им фольгу к бумаге или любому другому материалу, предназначенному для тиснения. После процедуры останется лишь убрать остатки фольги с готового изделия.

Выпуклый рисунок на коже, плотной бумаге или картоне можно выполнить при помощи пресса или специального станка, который можно как купить, так и смастерить из тяжёлых подручных материалов. Такой метод очень трудоёмкий и требует специальной техники, поэтому в домашних условиях выполнить его затруднительно.

Ещё одним быстрым способом создать бумагу с тиснёным узором из фольги – прогнать лист с изображением и фольгой сверху него через ламинатор (конечно, не применяя при этом плёнки).

Кримпер для тиснения бумаги

В некоторых случаях рельеф на бумаге большой длины вручную с помощью печати или штампа сделать невозможно. Тогда на помощь приходит специальный инструмент – кримпер . Стандартная методика с использованием штампов и небольших печатей в этом случае не подходят, так как по всей длине листа просто физически невозможно полномерно отобразить равномерный рельефный оттиск.

Основным достоинством кримпера является отсутствие ограничений по длине листа, а также лёгкость эксплуатации. Однако есть и минусы:

Один существенный плюс и огромное количество минусов отбивает желание мастеров и мастериц скрапбукинга использовать этот инструмент для создания своих шедевров. Заменить кремпер может тиснёная фотобумага , которую можно приобрести и пользоваться в любом фотосалоне.

Также можно приобрести или сделать самостоятельно трафарет для тиснения, с помощью которого будет невероятно легко сделать рельефную печать буквы на бумаге.

Ознакомившись с основными понятиями теории архитектурной композиции, рассмотрим различные приемы макетирования из бумаги, выполняя серию упражнений, которые очень популярны, т.к. демонстрируют неограниченные возможности этого доступного и простого материала.

Как уже отмечалось выше, большую палитру для обогащения композиционного решения дают горизонтальные и вертикальные членения. С их помощью можно выявить характер формы, ее композиционно доминирующую часть, подчеркнуть верх и низ композиции и т.д. В композициях, трубующих большого количества членений, желательно их объедение в группы по какому- либо признаку, так как большое количество членений, особенно однотипных, зрительно не воспринимается и создает эффект фактуры; необходимо так же помнить, что при одинаковой величине групп членений композиция превращается в орнамент. Иногда чрезмерное увеличение глубинной координаты при разработке поверхности нарушает ее фронтальность с возможной последующей трансформацией в объем.

Изучение приемов пластической разработки плоскостей начинается с вертикальных поверхностей, для которых наиболее типичными являются нюансные соотношения между элементами, образующими незначительный рельеф поверхности. Такой вид композиции предполагает возможность создания ее из одного листа бумаги или картона. Для этого нужно сделать в ней определенные надрезы и прорези и отогнуть их в нужные стороны. При выполнении макетов таким способом надо соблюдать одно условие: нельзя полностью вырезать и удалять участки бумаги; исключение составляют мелкие детали, не разрушающие композицию и отвечающие авторскому замыслу. Если привести законченную работу в исходное состояние, то прямоугольный лист бумаги должен полностью восстановить свой первоначальный вид.

На рис. 53-56 простыми вертикальными разрезами и подсечками создана пластика стены. Основной акцент при этом ставится именно на создании какого-либо образа или настроения.

Рис. 56

Рис. 57

Рис. 58

Другой возможный технический прием изображения объема, выявляет пластику за счет контуров светотени. Он выполняется из несколько слоев бумаги различного цвета, наклеенных друг на друга, подчеркивающих характерные детали формы (рис. 59, 60). Здесь геометрический вид формы подчеркивается за счет метафорической трактовки ее через контуры тени. Такой способ приближает к пониманию условности и отвлеченности приемов выражения композиционной идеи.

Рис. 59


Рис.60

Самостоятельная работа
Упражнение 1. Разработка поверхности.
Цель задания. Изучение некоторых приемов пластического решения поверхности;
- освоение способов макетирования из одного листа бумаги.
Задача. Выполнить макетную разработку поверхности по предложенному образцу (рис. 61).

Рис. 61

Методические указания. Чтобы выполнить предложенное задание, необходимо внимательно изучить чертеж, вспомнив, что обозначает каждая линия. Самые плотные линии - это места сквозных прорезей и краев формы, по которым вырезается выкройка. Более тонкие линии обозначают надрезы с лицеывой стороны, а пунктирные линии - надрезы на оборотной (изнаночной) стороне листа бумаги. Как уже упоминалось выше, для достижения большей жестокости в некотрых работах на развертках можно сделать отвороты краев (клапаны), то есть оставить полоски бумаги шириной 3-10 и более мм.

В нашем случае использование таких клапанов вполне обосновано, так как. они обеспечивают устойчивость фронтальной стены. Чем большую протяженность имеют отвороты, тем прочнее будет конструкция макета. На приведенной развертке клапаны обозначены штриховкой, причем линии «обрыва» показывает, что величина их выбирается произвольно. Заметим, что на чертеже мы намеренно не приводим каких-либо размеров; в каждом конкретном случае выбор размеров и пропорций зависит от замысла автора, и это позволяет творчески интерпретировать данное задание. Однако удобнее, когда выкройка умещается в стандартном листе формата A3.

Рис.62


Рис. 63


Рис. 64



Рис. 65

Учитывая все вышесказанное, приступим к выполнению макета. Желательно придерживаться определенного порядка:
- сделать чертеж,
- переколоть измерителем нужные точки на изнанку листа,
- сделать надрезы,
- сделать сквозные прорези,
- вырезать форму по контуру,
- стереть карандашные линии,
- согнуть форму по линиям надрезов в нужные стороны.


Рис. 66


Рис. 67
Только после этого можно перейти к окончательному монтажу макета. Для этого необходимо отвернуть боковые клапаны на изнаночную сторону и скрепить их друг с другом с помощью клея. Чтобы придать композиции законченный вид, желательно использовать подмакетник (основание), представляющий собой прямоугольник с отогнутыми вниз краями, небольшой, не более 5 мм, толщины (возможно применение клапанов). При наличии подмакетника боковые отвороты у основного объема могут иметь меньшую величину, так как подмакетник при монтаже усиливает устойчивость макета.

На завершающем этапе работы наносим клей на нижний торец основного объема, после чего окончательно соединяем его с подмакетником (рис. 62, 63):


Рис. 68



Рис. 69

В дальнейшем, при вычерчивании разверток мы будем придерживаться указанных обозначений, а также рекомендаций, относящихся к разработке макета и последовательности его сборки.


Рис.70



На прилагаемых фотографиях показаны другие возможные варианты решения фронтальной поверхности. Она может иметь разную глубину
рельефа или контррельефа, как нюансные световые оттенки, так и ясные градации с четко падающими тенями, что зависит от нанесенных членений, поворотов отдельных частей плоскости листа в разных направлениях и их варьирующих конфигураций. (рис. 64- 68).

Упражнение 2. Пластическое решение поверхности с элементами объемной формы.

Цели задания . Изучение пластических приемов разработки поверхности.

Задачи . Создать плоскость, являющуюся частью объемного сооружения, использую предложенный чертеж (рис. 69);

Методические указания. Техника и порядок выполнения макета остаются прежними. Однако поверхность в данном случае имеет большую глубину рельефа; увеличение пластики позволяет трактовать ее как объемно-фронтальную. Поэтому для придания большей устойчивости при соединении основного объема и подмакетника используются дополнительные клапаны, а боковые отвороты скрепляются сзади между собой для фиксации формы (рис. 70-72).

В творческих макетах (рис. 73, 74) предлагается менять частоту прорезей, внося изменения в их ритмическую закономерность, а также разрезать плоскости элементов и отгибать их в разных направлениях, получая дополнительные членения, еще более интенсивную пластику, богатую светотеневую градацию.

6.1.2 Разработка поверхностей с применением ордера.

В архитектуре использование различных профилей членений известно с древних времен и носит название "обломы". Иногда в учебных макетах используются формальные мотивы, взятые из произведений архитектуры разных стилевых направлений. Чаще всего при этом используется классическая ордерная архитектура, основными элементами которой являются колонны, завершающиеся капителями различных форм, карнизы, с составляющими их профилями и пр. Во всей своей сложности тема «Архитектурные ордера» изучается студентами 1 курса архитектурных факультетов; абитуриентам же даются лишь основные понятия, причем используются они как в курсе черчения (построения ионической волюты, энтазиса колонны, архитектурных обломов), так и в курсах макетирования и архитектурной графики.

Приведем несколько примеров разработки рассмотренных ранее поверхностей и форм, используя ордерные мотивы.


Рис. 75



Рис. 76

Самостоятельная работа.

Упражнение 1.

В данном задании разработка поверхности ведется с использованием мотива ионической капители - ее волюты (рис. 75).

Обратите внимание на то, что чертеж самой волюты берется либо с классических образцов, либо придумывается и прорисовывается самостоятельно. Приблизительная схема построения такой волюты дана на рис.76

Радиусы ее элементов подобраны эмпирически, исходя из поставленных автором задач, и выполнены с применением знаний законов сопряжений. Обозначения на чертежах и технология создания макета аналогичны описанным выше. На рис. 77 и 78 представлены окончательно завершенные варианты композиции.


Рис. 77



Рис.78

Упражнение 2.

Отличие от упражнения 1 состоит в том, что детали, составляющие композицию, выполняются отдельно, и впоследствии врезаются одна в другую, что обеспечивает наиболее активное взаиморасположение элементов макета.

В таких случаях необходима стадия эскизной проработки форм. Линии их пересечения должны быть сразу учтены в развертках, которые выполняются очень тщательно во избежание деформаций во время монтажа; кроме того, необходимо учитывать толщину материала (бумага, картон), прорезая необходимые пазы для вставляемых плоскостей.

Предлагаемый макет представляет собой фрагмент карниза, образованного сочетанием архитектурных профилей (обломов), в данном случае полочек и каблучка. В принципе возможен разнообразный выбор элементов. На рис. 79 даны развертки составных частей макета: боковых поверхностей 1 и 2, в которые вставляется карниз, самого карниза, где линия «обрыва» и стрелка указывают, что длина его может быть произвольной, а также отдельные чертежи плоскостей С и D. Они являются составляющими поверхностей 1 и 2, которые склеиваются между собой с помощью клапана, образуя единую поверхность. Именно в плоскости С и D врезается сложный профиль карниза. Поскольку врезка с одной стороны осуществляется под прямым углом, а с другой - под углом 45°, очертания прорезей в плоскостях С и D отличаются. На плоскости D (повернутой) след профиля выглядит более вытянутым, и его следует построить, используя знания по черчению. Для этого характерные точки переносятся по горизонтали с плоскости С на плоскость D. С помощью проведенной на плоскости С вспомогательной прямой АВ определяется увеличение горизонтальных размеров. Размеры по высоте не меняются. На прямую АВ проецируются выбранные точки. Полученные на прямой АВ размеры переносятся как горизонтальные на плоскость D. Склеиваем макет, используя образцы выкройки (рис 80).


Рис. 79



Рис. 80

Ландшафт

Архитектура - это искусственная среда, создаваемая человеком для себя. Человек осваивал природные ландшафты, благоустраивал их и пространственно преобразовывал. Важное значение для будущего архитектора имеет умение пластически разрабатывать горизонтальную плоскость макета - подмакетник. Подмакетник служит моделью поверхности земли. Он может выполняться, как условно ровная поверхность и как рельеф местности.

В первом случае определяем величину подмакетника и по концам егс делаем подгибы от 2 до 5 мм в зависимости ст величины поверхности и склеиваем его по углам, так чтобы получилась тонкая пластина. Во втором случае, когда необходим показ сложного рельеоа. мы условно расчленяем рельеф горизонтальными плоскостями через равные промежутки и монтируем их друг над другом.

Существует множество приемов показа рельефа в макете. Приведем некотрые из них.

Если макет выполняется из плотного картона и рельеф достаточно плоский, то плоскости рельефа могут наклеиваться друг на друга.

Если макет выполняется из бумаги и угол рельефа достаточно велик, то его лучше изготавливать из отдельных плоскостей, приподнятых друг над другом. Для этого можно использовать полоски бумаги толщиной около 5 мм, сложенных «гармошкой» и приклеенных на ребро. Сначала наносим клей ПВА на одну торцовую сторону "гармошки" и приклеиваем ее к поверхности сечения, а затем на другую, и размещаем ее на основе подмакетника. Этот способ показа рельефа позволяет нам получить ступенчатую поверхность подмакетника (рис. 81).


Рис. 81

Если необходимо выполнить плавную линию рельефа, то поступают иным способом. Нарезают полоски бумаги в виде горизонталей нужной высоты и на них приклеивают мятую кальку или бумагу. Сами горизонтали выклеивают способом, описанным выше.

Начинать работу над макетом целесообразно с карандашного эскиза, где следует прорисовать характер рельефа и продумать размещение всех элементов: главных и второстепенных.


Рис. 82



Рис. 83



Рис.84

Выполняя рельеф, как сложную объемно-пространственную композицию (ландшафтный макет), вы уже должны иметь навыки макетирования. Требования к ландшафтной композиции предъявляются такие же как и в целом к объемно-пространственной композиции. А именно: законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью и образностью. Кроме того, в ландшафтном макете предусматривается организация движения человека.

Масштаб изображения в макете можно передать с помощью реальных предметов, таких как деревья, дома, мощение и т. д. (рис. 82-84). В условном языке макета элементы окружающей среды приобретают условную форму изображения.

Приведем несколько приемов изготовления макетов деревьев в масштабе (рис. 85-88). Форма деревьев, кустарников и других элементов должна подчеркивать общую художественную мысль, заложенную в образе проектируемого объекта.

Цвет помогает выразить настроение, форму пространства, организовать движение. В выборе цвета предпочтительней использовать сдержанные оттенки и и цвета. Яркие, искусственно произведенные цвета нарушают масштаб пространственных форм.

Мощение изображается просто и естественно: нарезанные кусочки бумаги, имитирующие мощение, наклеиваются непосредственно на основание макета.


Рис. 88



Рис. 89



Рис. 90

Кустарники изображаются изогнутыми или многократно сложенными, поставленными на ребро отрезками бумаги. Можно обработать края полосок бумаги мелкими надрезами, тогда они будут выглядеть более воздушно (рис. 89).

Приемы изображения деревьев приведены на рис. 87-90. Эти элементы макета в большей степени связаны с масштабностью. Чем детальней проработка деревьев, тем больше они конкретизируют ландшафт.

Плоскостные орнаменты

Одним из наиболее часто встречающихся примеров пластической разработки поверхности является орнамент. При построении орнаментов необходимо знание основных композиционных закономерностей (метр, ритм, остановка ряда, целостность композиции).

Гармоничность и композиционная целостность плоскостного орнамента достигается за счет использования таких приемов, как соотнесение размеров отдельных плоскостей и степени их удаленности от поверхности основания. Для плоскостных орнаментов характерно использование отдельных плоскостных элементов или сильно врезанных друг в друга простых геометрических тел с малой глубинной координатой.


Рис. 91



Рис. 92

Среди приемов техники макетирования можно выделить три основных варианта:

1. Макет делается посредством чередования внутренних и внешних сгибов (рис. 91, 92). Пластика фронтальной поверхности достигается за счет различных свето-теневых градаций и определяется глубиной членений орнамента. Градации тона могут иметь как четкие тени, так и нюансные светотеневые отношения. Линии членений могут образовывать, как единый для всей поверхности орнамент, так и повторяющийся через определенные интервалы ленточный или центричный орнамент. Этот тип орнаментов выполняется, как правило, из однотонной бумаги.

2. Макет выполняется из плоских геометрических тел, врезанных или отстоящих друг от друга.

3. В макете используются смешанные приемы вышеописанных вариантов (рис 93).



Рис. 93



Каждое задание начинается с разработки чертежа орнамента. Следует использовать знания и навыки, полученные на занятиях по черчению. Для того, чтобы макет выглядел нагляднее, необходимо правильно выбрать материал. Нюансные светотеневые соотношения читаются эффектнее, если макет изготовлен из фактурной бумаги.

Иногда орнамент вырезается из бумаги одного цвета и в виде коллажа подается на каком-либо фоне (рис. 94).

Орнамент может быть приподнят на небольшую высоту или разложен на несколько уровней. В этом случае можно применить способ врезки геометрических элементов друг в друга.

Необходимо продумать систему врезок, взаимодействие элементов формы между собой.

Одним из вариантов изображения орнамента в макетировании может быть способ установки на ребро полосок бумаги.

Самостоятельная работа

Упражнение 1 . Геометрический орнамент.

Цель задания. Освоить прием изготовление геометрического орнамента из одного листа бумаги при помощи разрезов, надрезов листа. Развить объемно-пространственное мышление, изучить приемы выявления пластики поверхности, расширить представление о технике макетирования.

Методические указания. Орнамент может быть прямолинейным и криволинейным, состоять из ряда повторяющихся элементов или быть единым. После того как орнамент вычерчен, линии, которые необходимо надсечь с обратной стороны листа, перекалываются измерителем. Затем орнамент полностью вырезается, стирается карандаш и макет сгибается по линиям надсечек.

Упражнение 2 . Геометрический орнамент из плоскостей простой формы.

Цель задания . Освоить прием построения геометрического орнамента из плоскостей, врезанных или отстоящих друг от друга.

Методические указания . Для изготовления орнамента используйте простые геометрические фигуры в виде рамок квадраты, треугольники, прямоугольники, круги).

В композиции должна передаваться пространственная очередность расположения фигур, прослеживаться первоначальная форма каждого элемента.

Кулисные поверхности

Поверхности, в которых элементы параллельны между собой и расположены в ограниченном пространстве, называются кулисными. Они часто используются в экстерьерах зданий, например, для решения фасадов с большой протяженностью, и выполняются в различных по характеру материалах.

Принцип «кулисных» поверхностей в макетировании из бумаги заимствует прием расположения кулис на театральной сцене. Занавесы-кулисы размещаются в параллельных плоскостях друг за другом.

К категориям такого вида поверхностей относятся также ширмы, различные виды разделительных перегородок в выставочных залах и офисах и т.д. Как правило, они мобильны, не обременены сильной пластической разработкой, хотя иногда имеют сложный силуэт.

По мере удаления от зрителей изображения на кулисах выполняются все более обобщенно, с меньшей проработкой деталей и в более мелком масштабе.

Наиболее простой вариант кулис представляет собой ряд прямолинейных или криволинейных фигур, отогнутых от плоскости основания на 90°. Это переходной тип трансформации плоскости в объем.

Выполнение подобных фигур происходит в такой последовательности. Плоскости надрезаются по всему периметру, кроме основания. Основания надрезаются с изнаночной стороны и формы отгибаются по линии надреза (рис. 99).


Рис. 99

Другой метод создания кулисных поверхностей - использование нескольких плоскостей, расположенных одна за другой на малом расстоянии. Этот тип кулисных поверхностей позволяет на относительно небольшом в глубину участке создать эффект удаляющегося в перспективу пространства.

Принципом построения театральных кулисных декораций пользуются при выполнении макетов с неглубоким рельефом. На рис. 100, 101 показаны макеты «картин» архитектурных пейзажей.

Горизонтальная плоскость подмакетника в таких работах имеет незначительную ширину. Вертикальная основа макета является наиболее удаленным планом выбранного архитектурного пейзажа.


Рис. 100



Рис. 101

На одинаковом расстоянии от вертикальной основы («задника») выполняются несколько параллельных вертикальных «кулис», на которых размещаются фрагменты пейзажа. Крупные, наиболее декорированные, «проработанные» элементы выносятся на первую, по отношению к зрителю, фронтальную плоскость. Для крепления вертикальных плоскостей друг к другу используют «скобки» из бумаги. Они удаляют слои-«кулисы» друг от друга на 5-15 мм в зависимости от величины макета.

Если в «картину» вводится несколько оттенков цвета, то наиболее светлый тон выбирается для выполнения первой к зрителю фронтальной плоскости. По мере удаления от зрителя оттенок «кулис» становится более насыщенным


Рис. 102

Самостоятельная работа

Упражнение
1. Склеить модели декораций, аналогичные представленным на рис. 102, 103.

Цель задания.
Изучить приемы макетирования кулисных поверхностей.

Методические указания. Сделать подмакетник, вычертить и аккуратно вырезать развертки каждой из плоскостей (возможно выделение их цветом).

Собрать макет. Для этого врезанные по планам плоскости устанавливаем на подмакет-ник и приклеиваем «на ребро».


Рис. 103


Упражнение 2.
Придумать и склеить модель декорации изображающую средневековую площадь, набережную или монастырь.

Цель задания
. Изучить закономерности построения поверхностей кулисного типа.

Методические указания.
Выделить силуэты плоскости отдельных зданий и последовательно расставить их по мере удаления от зрителя на минимальном расстоянии друг от друга, как в предыдущем задании.

Вырезанные по планам плоскости установить на подмакетник и соединить между собой перпендикулярно приклеенными полосками бумаги, сложенными г-образно.


Рис. 104



Рис. 105


Упражнение 3.
Макет-картина «городской пейзаж». Творческое задание.

Методические указания.
Габариты и пропорции «картины» архитектурного пейзажа выбираются произвольно. Работа начинается с выбора аналога архитектурного пейзажа - фотографии, книжной иллюстрации, картины любимого художника. Далее используйте рекомендации, данные в упражнениях 1. 2.

  • Гололед - слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана
  • Для построения карт точки и линии физической поверхности проектируют на поверхность эллипсоида

  • Методическая цель - приобретение практических навыков композиционно - пластического моделирования сложной поверхности по заданной технологии формообразования.

    Учебные задачи:

    подобрать бумагу с необходимыми физическими свойствами (гибкость, жесткость, упругость, прочность, тонально-фактурная однородность и др.);

    найти интересное решение поверхности, повторяя множество геометрических элементов, используя приемы надреза и сгиба в качестве технологии формообразования.

    В результате должны появиться композиции, которые имеют раппортное решение и представляют собой объемно – пространственную структуру из бумаги.

    Геометрический рисунок складок аккуратно наносится на бумагу с лицевой и изнаночной стороны. Для качественного сгиба бумаги по намеченным линиям делаются легкие надрезы верхних слоев бумаги с лицевой стороны, если складка является выпуклой, и с изнаночной стороны, если складка вогнутая (Рис.1-9).

    Рис.1. Схемы складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

    Рис. 2. Примеры рельефа поверхности бумаги, выполнены по схемам на рис.1: 2а – вид с лицевой стороны; 2б – вид с изнаночной стороны.

    Рис.3. Схемы складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

    Рис. 4. Пример рельефа поверхности бумаги с изнаночной стороны, выполнен по схеме 3а на рис.3.

    Рис.5. Схема складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

    Рис.6. Пример рельефа поверхности бумаги с лицевой стороны, выполнен по схеме на см.рис.5.

    Рис.7. Схема складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

    Рис.8. Схема складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

    Рис.9. Схема складок: сплошная линия – легкий надрез верхних слоев бумаги на лицевой стороне; пунктирная линия – на изнаночной стороне.

    Выполнение небольших заданий, часто абстрактных, с использованием различных средств (симметрия, асимметрия, статика, динамика, акценты, ритм, масштаб и др.) и принципов композиции (контраст, нюанс, тождество) требует соответствующих теоретических знаний. Для выполнения заданий необходимы также сведения о видах ритма (метр, ритм простой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.). Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. Бумага по-разному поддается сгибанию в зависимости от направления волокон. В основе любой структуры лежит конструкция, представляющая собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. В целом структурные и конструктивные свойства всякого изделия из бумаги зависят от характера, количества и направления ребер жесткости.

    Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью макетного ножа. Глубокий надрез может превратиться в нежелательный сквозной прорез. Для конструирования жестких и четких форм рекомендуется использовать плотную рисовальную или чертежную бумагу, которая позволяет выполнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т.п.

    Задание. Преобразовать плоский лист бумаги в различные складчато-надрезные структуры и рельефные формы (складки, гармошки, «бревнышки», «листик», полусферу). Получить рельефные поверхности разнооб­разных ритмических решений. Для выполнения заданий необходимо использовать различные ритмы (метр, ритм про­стой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.).

    Цель работы. Изучение приемов бумагопластики, пластических и декоративных возможностей материала; закрепление теоретических знаний по тектонике листа, преобразованию плоскости в рельеф с использованием различных типов сгибов, приобретение практических навыков работы с плоским листом бумаги и создание рельефов заданной формы.

    Материалы и технические средства. 6 листов плотной бумаги (ватман Госзнак) размером 10×10 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль.

    Требования при работе с бумагой. Карандашные линии наносить тонко заточенным карандашом твердости ТМ-Т, соблюдать технику безопасности при использовании специальных лезвий для работы с бумагой (при необходимости лезвие надломать по надсечке и, завернув в бумагу, выбросить в мусорное ведро) или хорошо заточенного резака.

    Рис. 31. Бумагопластика. Примеры выполнения заданий по теме 1.
    Архитектоника плоского листа

    Рис. 32. Преобразование плоскости в рельеф

    Основные приемы работы.

    Задания могут выполняться из бумаги или картона. Существует множество различных сортов бумаги, наиболее удобными для работы являются плотные, хорошо проклеенные сорта – ватман, полуватман, чертежная. Такая бумага выдерживает многократное стирание резинкой карандашных линий. У рыхлой недостаточно про­клеенной бумаги верхний слой неизбежно разрушается. Бумага должна быть не только плотной, но и слегка шероховатой, чтобы карандаш даже от легкого прикосновения оставлял на ней черту. Надрезать бумагу следует на специальном деревянном или пластиковом планшете, используя линейку или лекала. Формировать объем нужно по надрезам, «раскрывая» лист надрезом вверх.

    Упражнение 1. Выполнить криволинейный надрез в направлении диагонали формата, прогнуть заготовку по надрезу, вновь распрямить лист и с обратной стороны сделать два надреза в направлении первого (парал­лельность не соблюдать). Сформировать лист согласно надрезам.

    Упражнение 2. Выполнить ряд параллельных надрезов с интервалом в 2 см, слегка прогнуть лист, а затем с обратной стороны сделать надрезы в промежутках имеющихся линий. Сформировав заготовку, получить форму гармошки.

    Упражнение 3. Зигзагообразные надрезы, выполненные в той же последовательности, что и в предыдущем задании, позволяют получить фактуру с угловатым рельефом.

    Упражнение 4. При выполнении надрезов для волнообразных зигзагов необходимо пользоваться заготовленным заранее из куска картона лекалом. Зигзагообразные надрезы позволяют получить волнообразную фактуру с плавным рельефом.

    Упражнение 5. С интервалом 1,0–1,5 см с лицевой стороны листа выполнить надрезы, после чего с помо­щью круглого карандаша скрутить заготовку надрезами внутрь. Карандаш вынуть, а трубочку скатать еще плотнее, затем ее развернуть и легким движением пальцев обозначить места надрезов. Образовавшаяся заготовка напоминает бревенчатую поверхность стены.

    Упражнение 6. С помощью циркуля начертить и вырезать круг диаметром 10,0 см. В нем с одной стороны выполнить надрезы радиусом 1,0 и 3,0 см, а с другой стороны – 2,0 и 4,0 см. От центра круга сквозной просеч­кой выбрать часть, после чего прогнуть заготовку по надрезам. Соединить и склеить края надсечки, формируя заготовку.

    Примеры преобразования плоскости в рельеф приведены на рис. 31, 32.