Мозаика из мелких камешков изготовление. Мозаика из натурального камня. Размеры и форма

Традиция использования природного камня в строительстве сохранилась и в наше время. Гранит, известняк, туф и другие горные породы с успехом применяются не только при возведении сооружений различного предназначения, но и при отделке. Одним из способов украшения построенного здания и увеличения прочности его конструкции является мозаика из камня.

Это не только стандартные облицовочные мраморные или гранитные плиты, но и красочные авторские работы, набранные из разных по цвету и фактуре мелких осколков. Каждая авторская мозаика из натурального камня - это прежде всего произведение искусства, и оно долго будет украшать сооружение и рассказывать о том времени, в котором работал его творец.

Материал для изготовления мозаики

Попробовать себя в этом творчестве может каждый. Имея даже небольшой загородный дом или участок, можно создавать не только прекрасные мозаичные панно или причудливо выкладывать каменные дорожки из разноцветных камешков, но и использовать для этой цели готовые модули из каменных квадратов. Любая мозаика из камня может значительно украсить бассейн, напольное покрытие кухни или наружные стены. Каждая работа требует определенных знаний и сноровки, поэтому, задумав украсить собственный дом или участок каменной мозаикой, стоит познакомиться с основами мастерства и попробовать свои возможности в изготовлении небольшой

Обычная прогулка вдоль речного берега может принести достаточно большой запас разнообразных мелких камней для будущей мозаики. Отсортировав их по размеру и цвету, затем тщательно промыв и очистив от грязи, можно приступать к созданию предварительного эскиза. Уже имея подобранный материал и примерно представляя, как будет выглядеть мозаика из камней, своими руками можно сотворить настоящее чудо.

Технология проведения работы

Существует две технологии изготовления мозаичного покрытия. Самым доступным и менее трудоемким считается прямой метод вдавливания отдельных элементов в вязкую основу. Обратным способом называется выкладывание мозаичного рисунка на гладкой поверхности и заливка специальным связывающим составом уже готовой картины. После схватывания раствора изделие переворачивается и очищается с лицевой стороны.

Обкатанная водой галька является прекрасным материалом для изготовления таких каменных картин. Отобранная по цвету, форме и размеру галька размещается в соответствии с эскизом в деревянной или металлической рамке. Небольшая выемка по периметру всей рамки поможет связующему составу удержать мозаику в определенных границах.

По высоте борта рамы должны быть чуть больше, чем толщина собранных камней. Перед выкладыванием мозаичного рисунка на дно рамы размещается фанера или картон, обернутый в бумагу. На ней может быть нарисован эскиз будущего творения.

Художественный подход

Собственноручно сделанная мозаика из натурального камня может выглядеть по-разному, в соответствии с фантазией художника, но чаще всего крупные элементы располагаются в центре изделия на переднем плане. Мелкие детали лучше всего смотрятся на заднем плане или в получившихся между крупными камнями пролетах. Для размещения самых маленьких камней, возможно, понадобится пинцет.

Нет необходимости добиваться полного сходства с предварительным эскизом. Самое главное - соблюсти цветовые пропорции и подобрать камешки с оригинальной фактурой. Такое произведение, как мозаика из камня, в любом случае будет выглядеть красиво и элегантно.

Соединение элементов

Все элементы сначала укладываются в рамку без связующего состава. Закончив составление рисунка мозаики, следует закрепить каждый камешек на его месте любым клеем. После этого эпоксидной смолой заливают все свободные места на мозаике и пространство между рамкой и камнями. Слой эпоксидной смолы должен быть не толще 2-3 мм.

После затвердевания мозаика вынимается из рамы, переворачивается и размещается на мягкой поверхности. С изнаночной стороны счищаются остатки бумажной подложки, и производится полная заливка Затем на еще не успевшую затвердеть смолу раскладывается подходящий по размеру отрезок стеклоткани. Поверх тканевого материала также наносится слой эпоксидной смолы. После затвердения мозаика из камня переворачивается лицевой стороной вверх и покрывается тонким слоем бесцветного лака.

Другие материалы и способы

Таким же образом может быть сделана и камня. Добавление бутылочного или другого битого стекла в рисунок мозаики сделает ее более яркой и нарядной.

Более сложным искусством считается набор мозаичного полотна из тонких полированных каменных пластинок. Такая работа требует нарезания пластинок из камня, размещения их в корректирующей размер раме. Технология изготовления картины из полированных пластин сходна с описанной выше. Единственное отличие в том, что мозаика из таких каменных элементов требует после изготовления дополнительной шлифовки и полировки.

Таким же образом выполняется укладка мозаичных элементов и на цементную основу. Мозаики, закрепленные цементным раствором, могут длительное время находиться во взаимодействии с влагой.

– это беспроигрышный вариант, когда речь заходит о создании действительно необычного и оригинального интерьера помещения. Некое античное очарование, которое присуще таким рукотворным картинам, просто никого не оставит равнодушным. К тому же для того чтобы создать такое очень красивое и оригинальное мозаичное панно на стене в доме либо квартире не нужно каких-то особых познаний либо дорогостоящих инструментов и материалов – достаточно лишь воображения и немного терпения.

Особенности каменной мозаики

В отличие от других видов мозаичных панно, каменное обладает просто неоспоримыми преимуществами. Так, например, самым основным достоинством такого панно является возможность создания рисунка и подбора материал самостоятельно без лишних вложений.

Кроме того, такой натуральный материал как камень открывает перед декоратором просто огромный простор для полета мысли, ведь спектр камней довольно-таки широк. Другим же преимуществом именно мозаики из камня можно назвать ее долговечность, которая обеспечивается применяемым цементным основанием. Так же можно использовать натуральный камень Оникс который используют в отделке помещений.

Материалы и инструменты

Перед тем как сделать мозаику из камней , необходимо обязательно подготовить все необходимые материалы и инструменты. Следует отметить, что в качестве материала для создания такой мозаики используется галечник и речной песок. Также, из материалов понадобятся холстина, цемент, прозрачный лак, доска и гвозди. Что касается инструментов, то понадобятся молоток, ножовка, кисть, щетка, а также емкость для размешивания клея.

Процесс создания мозаики из камня

1. Перед тем как сделать мозаику из камня, необходимо отобрать камешки размером 1-4 см. Конечно же, можно использовать и все камни, но тогда композиция не получится такой красивой, как должна быть.

2. Все собранные камни необходимо промыть в теплой воде со стиральным порошком либо мылом, при этом, удаляя щеткой грязь и различные загрязнения из углублений и трещин. Этот процесс необходим для того, дабы камни в мозаике хорошо приклеивались, а также для того чтобы они приобрели неповторимой красоты внешний вид.

3. Уже очищенные камни необходимо рассортировать по цвету и размеру – это поможет в дальнейшем при укладке мозаики отыскать именно то, что нужно. Также, такая сортировка поможет в создании мозаики тем, что даст возможность создавать панно либо только из крупных, либо только из мелких камней.

4. Следующим этапов является создание эскиза на бумаге либо картоне. Впрочем, можно обойтись и без этого и создавать рисунок прямо по ходу выкладывания мозаики – так будет еще намного интереснее и увлекательнее создавать панно.

5. Из досок необходимо создать квадратную опалубку, высота бортиков у которой должна быть не менее 7-8 см. Также, следует подготовить еще и песок – его нужно предварительно просушить и просеять.

6. В подготовленную опалубку необходимо засыпать песок, слоем в 3-4 см, саму конструкцию установить на ровную поверхность.

7. Камни следует выложить на песок в соответствии с эскизом. Нужно стараться уложить камни очень плотно, плоскими гранями вверх.

8. В отдельной, заранее подготовленной емкости следует приготовить раствор из столярного клея. Для большей выразительности в этот раствор можно добавить еще и водоэмульсионной краски.

9. На хост стоит нанести довольно густой слой клея, не задевая при этом края, и наложить ее промазанной стороной на мозаику. Поверхность холста следует прогладить рукой.

10. Как только клей просохнет, необходимо будет аккуратно поднять холстину и повернуть ее камнями вверх. В том случае, если какие-то мелкие детали мозаики не приклеились, их необходимо проклеить заново. Оставшиеся песчинки на мозаике нужно снять щеткой.

11. Песок с опалубки следует ссыпать в ведро, а вместо него в конструкцию следует положить холстину с камнями.

12. После, приготавливается специальный раствор из цемента и песка и заливается в опалубку, примерно на половину объема. Туда же ложится и армирующий слой (стальная сетка с ячейками 100х100 мм) и заливается оставшимся раствором.

13. В течении трех дней необходимо обильно смачивать раствор водой, дабы получить наиболее высокие показатели прочности, после чего необходимо будет перевернуть опалубку, смочить влажной губкой холстину и очень аккуратно ее удалить.

14. Получившееся мозаичное панно необходимо будет покрыть слоем лака, дабы камни в дальнейшем не потеряли свой привлекательный внешний вид. Также, такое покрытие значительно улучшит эстетичность такой мозаики и придаст ей блеск.

Создав такую мозаику из камней, можно применить ее для украшения любого интерьера помещений. Следует отметить, что натуральные камни привнесут в помещение небывалые ощущения комфорта и уюта, а также частичку моря либо реки, где они были собраны

" ~- ~- ~- ~" ~&~" ~- ~- ~- ~"

Искусство мозаики
Мозаика - это декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) цветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Это один из наиболее эффектных, долговечных (мозаика сохраняется тысячелетиями) и трудоёмких видов монументально-декоративной живописи. История мозаики восходит к временам 2 половины 4 тысячелетия до н.э., которыми датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии, к 8 в. до н.э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки. В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки. Расцветом мозаического искусства принято считать эпоху Византийской империи, - византийская мозаика становится более утончённой, используемые составные элементы из камней становятся более мелкими, кладка деликатнее, фон изображений становится по преимуществу золотым. Мозаика широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает широкого распространения из-за дороговизны привозимого из Константинополя материала. Возрождением мозаики в России занимался М.В. Ломоносов, однако, по его смерти, мозаичное дело не получило продолжения. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой живописи, находила широкое применение в прошлом для оформления церквей и дворцов, в недавнем прошлом - в украшении общественных зданий и метро. В настоящее время мозаичные панно используют для украшения храмов, интерьеров жилых помещений и общественных зданий.

Мозаика из камня
Материалом для создания мозаичной композиции служат плоские кусочки камня, подогнанные плотно друг к другу, которые создают узоры и картины. Толщина пластин из камня составляет от 3 мм (для мозаики размером 50-100 мм) до 6 мм. Для мозаик большего размера используют более толстые пластины, способные выдержать механизированное шлифование и полирование. Флорентийцы использовали для мозаики мрамор, серпентин, агат, лазурит, яшму и другие камни, имеющие интересную текстуру и легко поддающиеся обработке. Материалы для набора должны иметь одинаковую твердость, иначе шлифовка и финальная полировка мозаики будут затруднены. После распиловки на кусочки их подрезают или обкусывают для удаления острых выступов, обращая особое внимание на то, чтобы прямые стороны были действительно прямыми, изгибы - плавными, а боковые грани - перпендикулярными поверхности пластин. Все это необходимо для точной подгонки деталей набора. При этом необходимо помнить, что даже незначительный скол на лицевой стороне пластинки - это всегда брак, который будет непросто исправить. Сперва набор мозаики выполняют всухую: на рисунок раскладывают готовые детали. Все детали должны подгоняться плотно. При необходимости некоторые детали дорабатывают вручную.
Привлекательность мозаичного панно зависит не только от умения мастера выбрать композицию, но и от набора камней (их цвета, текстуры, размеров). Работа начинается с выбора композиции и переноса рисунка. Рисунок композиции не должен иметь сложных контуров. Рисунок переводят через копирку на чистый лист плотной бумаги, копию разрезают на отдельные детали с таким расчетом, чтобы каждая из них могла быть изготовлена из одного кусочка (пластинки). Поэтому контуры деталей должны быть как можно более простыми, без резких поворотов и волнистости. Элементы рисунка, вырезанные из бумаги, наклеивают на подходящие по цвету и текстуре пластинки камней водостойким клеем. В качестве подложки, или основы, для мозаичных наборов больших и средних размеров служат обычно асбестоцемент и камень. Небольшие наборы монтируют на стекле, дереве, пластмассах. Поверхность подложки должна быть ровной, но шероховатой. Материалом для основания монументальной мозаичной композиции обычно служит фанера толщиной 12 мм и более, пропитанная водонепроницаемым составом (например, горячей олифой). Для закрепления набора самоцветных пластинок на подложке используют разнообразные водостойкие клеевые составы. Поскольку большинство из них после отвердевания дают усадку, в них добавляют наполнитель - толченое стекло, кирпичный порошок. Клей с наполнителем наносят слоем на подложку. Затем тыльную сторону детали смазывают тонким слоем слегка разжиженного клея и вдавливают ее в клеевой слой подложки. Для лучшего сцепления на тыльной поверхности деталей
Лучшим во всех отношениях клеевым составом является эпоксидная смола, обеспечивающая высокую прочность склеивания. Детали наклеивают последовательно одну за другой, начав, например, с центра композиции или одного из ее углов. При этом их лицевые поверхности должны располагаться в одной плоскости, выступы и впадины не допускаются, иначе шлифовка набора будет невозможна.
Флорентийская мозаика
Мозаика из цветного камня - один из древнейших видов искусства, существовавших ещё до нашей эры. В зависимости от технологии изготовления, мозаики делятся на: александрийскую, римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них - флорентийская. «Pietra Dura» - в переводе с итальянского языка - «поделочный камень» или флорентийская мозаика. Для изготовления такой мозаики используются цветные камни: агат, аметист, авантюрин, сердолик, яшма, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, светлая яшма, халцедон, гематит (плотный тонковолокнистый кровавик), мрамор.
Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».
История Флорентийской мозаики связана с одним из благородных семейств того времени - Медичи, которые всегда покровительствовали искусству и собирали различные коллекции. В частности Лоренцо Ил Магнифико и его предшественники собрали и реставрировали камеи, камни и вазы времен Древней Греции и Рима. Позднее сын Гранд Дюка I Флорентийского, Козимо, решил основать мастерскую, изделия которой смогли бы конкурировать с классическими произведениями искусства древних мастеров.
В конце XVI века во Флоренцию были приглашены умельцы из Милана, где изготовление предметов искусства из камня было очень популярным. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи официально открывает мастерскую по изготовлению изделий из полудрагоценных камней, которая получает название «Галерея Деи Лавори». В этой мастерской помимо умельцев из Милана могли получить работу и мастера из Флоренции и из других североевропейских стран, желающие приобрести опыт, это делало семью Медичи еще более популярной и весомой в глазах всей общественности.
Стиль флорентийской мозаики получил название «commesso», что в переводе с итальянского «состыкованный», из-за того, что полудрагоценные камни, после придания им различных форм, складывались в единый рисунок так, что граница между ними была практически незаметна. Эта техника, столь полюбившаяся людям, использовалась для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек и также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина».
Развитие искусства флорентийской мозаики имело огромную поддержку со стороны Гранд Дюка Флорентийского, так как это был отличный шанс произвести впечатление на глав более крупных и более влиятельных государств, для семьи Медичи это также служило предметом отдельной гордости, так как финансирование производства предметов искусства «pietra dura» являлось доказательством их финансового величия. Позднее, начиная с 1737 года, после Медичи, развитие данного производства продолжала Харсбург Лорена. Однако к концу XIX века этот вид искусства вышел из моды.
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX в. составили конкуренцию итальянским художникам. Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время - ею украшались потолки и стены метрополитена и многие общественные здания. Размеры произведений в этой технике в иных случаях достигали сотен квадратных метров. Однако, приобретя монументальность, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем. Как и прежде, отличительными чертами хорошей флорентийской мозаики являются изящество вкуса, умелый подбор камня, оригинальное цветовое решение, тонкий рисунок, отсутствие видимых швов, гармония линий и цвета, тщательность исполнения.
Мозаика-арт - авторская модификация флорентийской мозаики, в которой из тонких пластин камня набирается только сам рисунок. Фон - специальный состав, а тонкую шлифовку и полировку заменяет стекло, на которое и набирается рисунок.
В наши дни флорентийская мозаика вызывает восхищение и представляет собой огромную ценность для коллекционеров, именно поэтому ее образцы не часто встретишь даже на крупнейших мировых антикварных аукционах, и ее стоимость с каждым днем поднимается. Дивный художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали, а сами пластинки идеально подгоняют друг к другу. В Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана экспонируется один из лучших примеров флорентийской мозаики - картина-панно, вставленная в шкафчик из дерева "амбоин", выложенная из 20 тыс. кусочков самоцветов; использованы лазурит, яшма, мрамор, амазонит и другие минералы. На Петергофской гранильной фабрике в 80–90-е годы XIX века было сделано несколько таких шкафчиков, два из которых выставлены в Эрмитаже, а этот экземпляр делался для императрицы Марии Федоровны и работа над ним шести художников заняла более пяти лет. Флорентийская мозаика высокого уровня всегда будет пользоваться большим спросом у коллекционеров и ценителей искусства. Являясь произведением искусства, флорентийская мозаика имеет яркую индивидуальность и идеально подходит для украшения интерьеров, и в этом плане может достойно соперничать с хорошим антиквариатом.
Русская мозаика
Особенность русской мозаики заключается в том, что пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из дешевого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбирают по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Русская мозаика отличается от классической и флорентийской еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Кроме малахита в русской мозаике широко используют агат, лазурит, родонит и другие камни с красивым цветом и рисунком. Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений. А.Е. Ферсман так описывает технику русской мозаики в книге "Очерки по истории камня": "Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе - все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня".

Большим достижением в искусстве русской мозаики являются "Агатовые комнаты" в Царском Селе. Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором - применялась при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Один из шедевров мозаичного и камнерезного искусства России - карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов и помещенная в Эрмитаже. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000. Прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых - для гор, белый опал означал вечные снега, светло-зеленый амазонит - оазисы в пустынях, лазурит - моря и океаны, а из родонита выложена лента государственной границы. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга, над ней работали 11 месяцев. Мозаичная геологическая карта СССР из цветных камней украшает вестибюль РГГРУ (Москва), а мозаичная карта Камчатки из коллекция С.М. Миронова хранится в ГГМ им. В.И. Вернадского.

Литература:
Банк Г. -В мире самоцветов. М: «Мир», 1979.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М.: Искусство, 1973, 512 с.
Лебединский В.И. - В удивительном мире камня. Изд. 3-е, перераб.и доп. - М.: Недра, 1985.- 224 с.
Смит Г. -Драгоценные камни. М: «Мир», 1980
Ферсман А.Е. -Очерки по истории камня, т.1(1954) и т.2 (1961) //М, изд. АН СССР

Про садовые дорожки из всевозможных материалов написано невероятное количество статей. Дорожки из бетонных листьев, спилов дерева, кирпича, или просто засеянные травой… Казалось бы уже сложно чем-то удивить. Однако сегодня попробуем выложить своими руками мозаичные тропинки из морской гальки. Это совсем несложно. А при должном терпении, ну и конечно наличии необходимого количества камней, могут получиться невероятные шедевры.

Необходимые материалы:

  • галька разного размера;
  • песок;
  • фанера (отрез пленки или брезента);
  • каменная крошка;
  • бетонная смесь;
  • вода;
  • деревянный или резиновый молоток;
  • уровень;
  • шланг;
  • жесткая щетка.

Для начала сортируем имеющуюся гальку по цветам и форме. При необходимости с них нужно смыть грязь и песок. Можно приступить к созданию дорожки без эскиза, полностью повинуясь своей фантазии. Но лучше все же будет иметь хотя бы предварительный набросок того, что в итоге должно получиться.

Для этого на листе фанеры (куске брезента или полиэтиленовой пленки), засыпанной 10 см слоем песка выкладывается предварительный рисунок из камней. Камни укладываются вертикально, плотно прилегая друг к другу и соприкасаясь в центре. Когда вы будете довольны рисунком, сфотографируйте его и запишите примерное количество и размер камней, чтобы затем воспроизвести его уже на дорожке.

Для того, чтобы будущая мозаика не собирала дождевую влагу, ее необходимо выкладывать на уровне чуть выше земли. На размеченной дорожке выкапывают область под мозаику глубиной до 20 см. Дно ямы засыпают каменной крошкой, слоем песка и бетонной смесью, слоем около 5 см. Смесь из лейки или шланга смачивают до рыхлого состояния (чтобы она перестала быть сыпучей). При создании 10 кв м мозаики израсходуется примерно 1 мешок бетонной смеси.

В случаях, когда выкладывается круговая мозаика, для разметки будущего рисунка удобно воспользоваться двумя гвоздями и веревкой.

Чтобы мозаика надежно была закреплена в земле, первые камни закапывают в бетонной смеси на 1/3. Позже, когда рисунок будет выложен полностью, сверху будет насыпан еще один слой смеси. Первый камень устанавливается в центре строго вертикально.

Вокруг него при помощи маленькой лопаты вырываются отверстия, в которых постепенно начинает выкладываться каменный рисунок.

Камни устанавливаются строго вертикально. При необходимости рисунок корректируется руками. Стыки между камнями должны быть прочными. Камни в самой середине должны соприкасаться друг с другом.

При выкладывании рисунка при помощи уровня следят за тем, чтобы камни находились на одной высоте. Для регулировки высоты пользуются резиновым молотком.

После того, как мозаика будет полностью выложена, ее окаймляют камнями, кирпичами или другим запланированным материалом, таким образом формируя окончательный вид дорожки. Пробелы между камнями заполняются остатками бетонной смеси. Мозаика смачиваются водой, накрывается брезентом на сутки. За это время бетон насытится влагой, но не высохнет.

На следующий день бетонная смесь забивается между камнями так, чтобы на поверхности осталось не больше 1/3 камней. Чем больший слой бетонной смеси будет уложен на мозаику, тем дольше она прослужит.

При помощи шланга смесь увлажняется до полного насыщения. Если она при этом дает сильную усадку, добавляется еще один слой бетонной смеси. После этого мозаику на час-полтора оставляют в покое, для того, чтобы смесь полностью пропиталась и успела чуть-чуть просохнуть.

Мозаику обкладывают пластиковым брезентом и оставляют в таком состоянии на пару дней. Полностью мозаика высохнет через пару недель, после чего можно не только любоваться своим произведением искусства, но и пользоваться им по прямому назначению.

В случае, если Вы пожелали создать в своём жилище очень необычный интерьер, и при этом хотите избежать дополнительных существенных затрат на его создание, оптимальным решением для Вас станет мозаика из камня выполненная своими руками.

Вот так выглядят варианты мозаики из камня, своими руками вы сможете ощутить в полной мере «красоту» поверхности материала. Потрогайте её и тактильно определите, какой вам нравится тип поверхности, его и выбирайте для воплощения

Мозаика из камней, как деталь интерьера, известна нам с древних времён. Её главным преимуществом является возможность создать практически любой рисунок из такого подручного материала, как камни. При этом затраты на её создание будут минимальны. Существующее многообразие видов камней (белый и черный наиболее часто используется, фоновый вариант делается из камня серого цвета), даёт огромный простор для полёта фантазии. К тому же, данный вид интерьера значительно более долговечен, чем все остальные.

Техника изготовления

Процесс того, как делается мозаика из камня достаточно интересный и забавный. Вы можете сделать эту работу своими руками и даже привлекать детей в «игру»…

Возьмите самый широкий шпатель перед тем, такого размера

Теперь, по пунктам разберём технику изготовления мозаики:

  1. Изначально необходимо провести заготовку того материала из которого будет состоять Ваша мозаика. Для её создания можно использовать практически любые камни. Хорошо подходят для этого различные речные и морские камни, мелкая галька и др. Отобранные камни следует очистить при помощи различных дезинфицирующих средств и щётки. После чего их нужно распределить по категориям, в зависимости от формы, размера, цвета.
  2. Вторым шагом на пути к созданию мозаики станет разработка эскиза. Его можно нарисовать на бумаге, либо картоне собственными руками, с помощью шаблона или изготовленного рисунка на плоттере. Затем следует подготовить доски и фанеру для создания квадратной опалубки. Дном для неё послужит фанера, а из досок сделаем бортики высотой не менее 8 см. Получившуюся опалубку засыпаем песком, приблизительно до половины высоты бортиков. Для этого можно использовать речной песок, но его предварительно нужно очистить. На засыпанный в опалубку песок, в соответствии с разработанным эскизом, укладываем камушки, плоскими их гранями наверх.
  3. Затем необходимо изготовить густой раствор из столярного клея с добавлением в него водоэмульсионной краски. Получив данный раствор, берём кусок холста, который должен соответствовать размерам нашей мозаики, и наносим на него клеевой раствор. После этого, аккуратно кладём данный холст клеящей стороной на заготовку мозаики и тщательно разглаживаем его.
  4. Дождавшись, когда клей высохнет, следует аккуратно поднять холст и перевернуть его на лицевую сторону. С помощью щётки необходимо полностью избавиться от прилипших мелких песчинок. Кладём холст в освобождённую от песка опалубку. После чего следует приготовить густой цементный раствор. Оптимальным соотношением песка и цемента в таком растворе будет два к одному. Полученным раствором заливаем опалубку, покрыв половину её объёма.
  5. Теперь берём стальную армирующую сетку с ячейкой 100х100, кладём её на раствор и заливаем опалубку до конца.
  6. Теперь начинается самая долгая часть процесса изготовления мозаики. В течении нескольких дней необходимо постоянно смачивать водой раствор. Это делается для увеличения его прочности. Затем, когда раствор полностью высохнет необходимо смочить холст водой и аккуратно снять его с камней. Всё что остаётся – покрыть камни бесцветным лаком и наслаждаться получившейся мозаикой. теперь готова для использования.

Традиционная из натурального камня практически не отличается от укладки стеклянной или плиточной мозаики. Выше было описание изготовления декоративной мозаики для интерьера с подосновой. При этом будет достаточно трудоемкой работой, так как используется эпоксидная затирка, которую сложно вымывать и нужен определенный навык. Не стоит использовать простую цементную затирку, так как после попадания воды шов будет не достаточно прочно держать каждый элемент этой мозаики. Затирка мозаики из камня является важным этапом работ. Например, после если мозаика будет уложена на пол и затерта цементной затиркой, то очень быстро начнется процесс выщербливания и тессеры просто отлетят сначала по одной штуке, а затем и пакетно. Нам же не нужно заново закупать материал и делать ремонт!


Рекомендуем не отходить от технологии, укладка мозаики из натурального камня на стену и пол должна выполняться по инструкции, на фото мастер «простукивает» материал, чтобы он погрузился в клей и прочно зафиксировался

Почему выбирают мозаику

Отделка из мозаики вероятно наиболее эффективный вариант отделочных решений. Большое количество небольших фрагментов, с помощью которых создаются различные узоры, привлекают как вблизи, так и издалека и таким образом украшают поверхность любого дома. При этом мозаика из камня может применяться и для наружной облицовки дома, при этом получается большое количество вариантов расцветок, форм и текстур.

Мозаика из камня – это небольшие куски обработанного камня, которые имеют различную форму: квадрат, прямоугольник, многогранник, овал, круг. Самый простой вариант – овальные камни, в народе их называют голышами. Профессиональный вариант мозаики из камня – это квадратные тессеры (чипы) размером от 1 до 5 см, толщиной до 20 мм, или в виде кирпичей, размером от 1х3 см до 2х6.

Использовать для каменной мозаики можно любые варианты каменных пород:

  • Мрамор
  • Гранит
  • Базальт
  • Кварцит
  • Травертин
  • Известняк
  • Песчаник
  • Доломит и т.д.

При этом мозаика из твердых пород камня применяют для наружной отделки, а из мягкой породы камня во внутренней и декоративной отделке.

Выбирать можно поверхность на свой вкус, бывает абсолютно гладкие варианты, грубые шероховатые и преполированные. Процесс, при котором добиваются гладкости и блеска камня, называется полировкой. Для грубой шероховатой поверхности используется технология, либо галтовочная, либо пескоструйная (и тот и другой вариант выполняется специальным аппаратом). Своими руками приятнее выполнять укладку полированной мозаики из камня.

Сколько времени нужно на изготовление

Для того, чтобы сделать мозаичное панно по определенному рисунку, допустим 1х1, специалисту потребуется менее одного дня. Ученик же может потратить на такую работу до 1-го месяца, ведь это очень кропотливая работа, которая требует и времени, и внимания, и терпения, чтобы уложить камни в определенный узор. Рисунок сначала собирают на определенные детали, мастера называют сборочное полотно матрицей, а только затем собранную часть можно наклеивать. Очень редко сборку делают одновременно с наклеиванием. Процесс не такой уж и простой. Сложна как первоначальная сборка, так и процесс укладки и затирки. Поэтому постарайтесь запланировать заказ мозаичного панно заранее, а если сами задумали его сделать, то запаситесь временем и терпением, работы предстоит долгая.

Для новичков! Начинающие мозаичисты представляют процесс достаточно простым и думают, что мозаику можно подобрать и уложить сразу по месту, без предварительной выкладки, так вот этот процесс укладки мозаики из камня собственными руками действительно возможен без предварительной работы, но только для очень профессиональных художников. Нужно начинать создание мозаики из камня с предварительной выкладки и шаблонов!

Другие варианты отделки

Если времени на отделку нет, то можно использовать подвид каменной мозаики – мозаичная каменная штукатурка. Она состоит из каменной крошки разных пород, которая с помощью акрила связывается.

Зерно каменной крошки разделяется по группам гранул разного диаметра:

  • 0,5 мм (тонкозернистая);
  • 0,5 – 1 мм (мелкозернистая);
  • 1 – 2,5 мм (среднезернистая);
  • 2,5 – 3,5 мм (крупнозернистая).

Данные гранулы с помощью специальной обработки имеют сферические формы, которые придают поверхности гладкость и устраняют вероятность травмирования острыми углами камня.

Каменная штукатурка при этом может быть разного цвета, что позволяет создать различные эффекты на поверхности, которую отделывают данным материалом.

Применение каменной штукатурки

Камень твердых пород можно использовать для наружной отделки и поэтому штукатурка из твердых пород камня (чаще всего состав такой крошки – мрамор и гранит) можно использовать для фасада строения. Такой материал с использованием акрилового связующего клея становится еще одним армирующим слоем, что улучшит сопротивление стен здания от природной шлифовки (в виде дождя, снега, ветра и солнца).

Нужно выделить все плюсы такой штукатурки:

  • Можно укладывать практически на любую поверхность (бетон, кирпич, гипсокартон, цемент и т.п.)
  • Высокое противостояние внешней агрессивной среде с сохранением первоначального вида отделки
  • Отличное сопротивление водной обработке, нагреву, охлаждению, перепаду температур
  • Материал практически не пачкается за счет отсутствия впитываемости и влагопоглощения
  • При укладке огибает криволинейные поверхности за чет эластичности, что немало важно при отделке арок или декоративных деталей.
  • За счет большого выбора цветов можно создать интересные дизайнерские решения.

Плюсы и минусы каменной мозаики

Ценится ли мозаика из камня? Есть другие материалы, которые дешевле и выглядят не хуже, а порой ярче и привлекательней. Для того, чтобы разобраться с данным вопросом, нужно понять, в чем же достоинства данного материала.

Материал относиться к разряду BIO, т.е. экологически безопасен. Камень – это природный материал, не содержащий агрессивных и опасных веществ для здоровья человека. Это плюс.

Камень обладает большой прочностью, что понятно влияет на долговечность его использования. Он выдерживает перепады температур, промерзание, практически не имеет водопоглощения и не подвержен разрушению от ультрафиолета. Мозаика из камня сохраняет все эти свойства. Это тоже плюс.

Природная красота и привлекательность позволяет дизайнерам полагаться на данный материал при создании декоративных объектов. Мозаика лишь усиливает красоту реализованного объекта, особенно за счет мозаичного рисунка, мелких деталей и большого количества цветов. Также ставим плюс.

Укладка без проблем свойственная для всех типов мозаик. Техника укладки мозаики из камня требует сноровки, но все же она простая, особенно если мозаика уже приклеена на сетку или бумагу. Главное использовать двухкомпонентный клей, чтобы материал приклеился на века. Ранее описывали, как затирать мозаику из камня, хоть процесс требует терпения, но они доступен для выполнения укладки мозаики из камня собственными руками. И снова плюс.

Обратите внимание, что любое каменное оформление несущих конструкций несет нагрузку на них. У каменной мозаичной штукатурки она высокая, у каменной мозаики еще выше. Поэтому укладку выполняйте только на крепкой основе, которую заранее обработали от осыпания и проседания.

Какие разновидности мозаик можно выбрать

Техник каменной мозаики не так уж и много:

  • Флорентийская
  • Римская
  • Русская

Первая техника используется для художественных изделий и изображений, она очень сложная в реализации. Для её выполнения требуется много камней с разными цветам и формами.

Вторая техника используется для создания геометрически правильных рисунков и узоров, при этом используются однородные светлые полированные камни, преимущественно небольшого размера.

Третья техника самая простая, для создания мозаик используется камень с фактурной нешлифованной поверхностью. Применяется данная техника в основном для отделки интерьеров, экстерьеров и в ландшафтном дизайне, а не для создания арт-объектов.

Внимание! На рынке большое количество производителей, которые предлагают множество каменных пород камня. При этом на данный товар не требуется сертификация. Тем не менее нужно получить спецификацию на покупаемый материал, чтобы быть уверенным в том, что перед вами именно камень, а не его аналог.

Что предлагают и что выбирают

Выбор мозаик достаточно большой, поэтому коснемся наиболее популярных для художественных работ и отделки

Каменная мозаика из оникса

Мозаика высшего класса, весьма дорогостоящий вариант, так как оникс относится к полудрагоценным камням. За счет того, что камни пропускают счет, изделия из них кажется полупрозрачной под определенными углами. Можно выбирать цвета из достаточно большой палитры.

Бывает: белый, снежно-белый, слоновая кость, бежевый, бордовый, золотистый, медовый, черный и т.д. Для мозаики используются камни правильной формы матовые или полированные. Применяется для интерьеров и экстерьеров.

Мраморная каменная мозаика

Применяется для люксовой отделки интерьеров и экстерьеров. Её применение позволяет создать интерьеры достойные глянцевых журналов и музеев. Данный материал выпускается массово, наклеивается чаще всего на сетке. Для него выпускается также большое количество химии, для обработки во время эксплуатации. Крошка от из данного камня используется в так называемой мозаичной штукатурке.

Гранитная мозаика

Одна из самых прочных вариантов, предлагаемых сегодня на рынке. Высший бал на истираемость и противостоянию агрессивным средам. Можно использовать как на стене, так и на полу, как в доме, так и за пределами его.

Мозаика из камня травертина

По сравнению с выше перечисленными, считается демократичным вариантом. Может быть разных цветов, один из самых востребованных – цвет Noce. Данная мозаика самая простая по обработке и резке. В основном используется для создания интерьеров в античном стиле. Можно использовать и внутри и снаружи дома, но рекомендуется специальная пропитка, чтобы камень не разрушался под воздействием влаги.

Мозаика из базальта

Один из самых тяжелых камней, что нужно учитывать при отделке. Относится к материалу, который может выдержать любые погодные условия. Именно поэтому мозаика из базальта встречается на фасадах и цоколях зданий, используется для дорожек и напольного покрытия. Крошку из этого камня домешивают и в мозаичную штукатурку. Цветовая палитра достаточно узкая, поэтому производители часто экспериментируют с формой тессер: круглые, квадратные, треугольные, круглые, овальные. Выпускается чаще всего в двух поверхностях: шероховатая и полированная.

Мозаика из гальки

Можно купить для отделки речную и морскую гальку. Эти камни обычно калибруют по размеру и цветам, полируют и в таком виде продают. Готовые изделия встречаются достаточно редко, интерес к таким вариантам мозаики не большой. Данная мозаика подойдет для облицовки стен дома, фундамента, цоколя и для художественных работ определенного типа.