Дом земляной корабль. Строительство домов по методу – Земляной корабль. Примитивная землянка? Вовсе нет

Здрасти, меня зовут Дарья Природа. Это, разумеется, мой псевдоним, которым я хочу себе напомнить, что на самом деле существует только Природа, чудесная и единая, а Дарья просто персонаж. Так что в графе «автор» я напишу - белка с фотоаппаратом. Моя основная деятельность: сидеть на опушке или скакать с ветки на ветку, щёлкать затвором объектива и рассказывать о том, что увидела…;) Будем считать, что я представилась, а теперь, видимо, пора не только шуршать в кустах, собирая впечатления, но вапче собраться с духом и сочинить первую сказку!

«Сад Природы» - вот такой мне явился образ. Может, я перечитала и переслушала Бакминстера Фуллера, Масанобу Фукуоку, Майкла Рейнольдса или других архитекторов и ботаников, фриков, как их называет «цивилизованная часть общества». Но только они там в своих работах, посвятившие целую жизнь изобретениям «альтернатив», говорят, что пора как-то уже что ли оставить своё тяжелоя и дурно пахнущея… я… обросшее толстым слоем чувства собственной важности (как будто такая «подушка безопасности» может от чего-то уберечь) и обратиться к Природе! Может быть, уже… ну вот уже… ну хоть на секундочку возникнет такое желание? А у них оно как-то сразу что ли было.

Изобретатель Бакминстер Фуллер
и
«Космический корабль Земля»

Космический корабль «Земля» был настолько необычно создан и сконструирован, что, насколько нам известно, люди находятся на его борту уже на протяжении двух миллионов лет и до сих пор не догадываются о том, что они на космическом корабле. Кроме того, наш космический корабль был так великолепно спроектирован, что на его борту есть все возможности для возрождения жизни вне зависимости от различных событий и энтропии, из-за которых возможны потери энергии всеми жизненными системами.

Р.Б. Фуллер «Руководство по управлению космическим кораблём Земля »

Баки Ф уллер (1895-1983), призывал видеть в Природе учителя, собирал сложные и многомерные образы «Космического корабля Земля» и «Вечно возрождающейся Вселенной», в которой есть всё для того, чтобы всем людям прийти к успеху, как бэ намекая, что человечество уже имеет ресурсы и технологические возможности обеспечивать на должном уровне 100% народонаселения. Он написал «инструкцию по управлению» планетой-кораблём, прояснив понимание насчёт того, что всё богатство, придуманное и заложенное в его конструкцию, было предложенной нам гарантией безопасности и процветания!

Считая себя всего лишь «подопытным кроликом Б.» в божественной лаборатории, он стал Навигатором, показавшим альтернативный курс по бурлящим водам нового космического потока. Он изобретал технические средства жизнеобеспечения, вдохновленные принципами построения природных форм, объясняя, как природа «достигает большего с помощью меньшего» (супер-эффективно) и что это близко и доступно нам, если мы постараемся понять её.

Фуллер предлагал разные варианты автономных домов и транспортных средств, искусно спроектированных, продуманных до мелочей и в то же время простых, с учётом подлинных потребностей человека.
Они практически всегда обладали рядом преимуществ: серийность изготовления, лёгкость, прочность, устойчивость к любым
внешним нагрузкам (метели, дожди и ураганы - снаружи бушует хаос, а ты сидишь чаёк пьешь в своей архи-техно-хижине и можешь смотреть, как пламя свечи дрожит…), большие площади покрытия, возобновляемость ресурсов, полная гармония с экосистемой, встроенность в неё, возможность выращивать натуральную пищу и полностью регулировать внутренний микроклимат! Чего же ещё нужно, Карл!?))


Проект персонального эдемского сада «Skybreak Dome». «Такие дома производят больше, чем потребляют. Это дает мощнейшее движение в сторону устойчивости. Ваша жизнь становится интегральной частью участка земли, покрытого куполом. Такой подход - радикально иной путь, дающий новое определение слову „дом“» [РБФ]

И все эти красоты синтеза естественной среды и произведений архитектуры и технологий под названием «персональный эдемский сад» (на минуточку, каково это?) Просто лакшери хай люкс! Вот тебе дом со всеми удобствами, не приносящий вред ничему живому вокруг, из бионейтральных материалов, на природной энергии (энергоэффективный, стало быть!), с гармоничным и правильным перераспределением отходов. Со вкусом, в дизазайне! Пожалуйста, все технологии есть… детишки тут же, шикарные кусты и деревья за окном… и там уж пой, танцуй, занимайся разными делами… своими… человечьими, беличьими, хомячьими и пр. А что, на здоровье, как говорится! Ведь сотворчество человека и природы - отличное партнёрское соглашение! Тссс… природа подскажет, а результаты себе забирай! Главное, чтобы на пользу пошло, а не «вот это вот всё»… Ведь всего-то надо, чтобы было хорошо и радостно, вот чего самом деле хочеца-а.., простоты, гармонии, свободы, какого-то дела интересного, искюсства, ну и трудов мирских… того, что душе близко и не даёт ей заржаветь и покрыться коростой уныния…))


Эскиз «Корабля Земля» в космической схеме [РБФ]

А его образы, что «корабль Земля предназначен для всех»? И правда же, только почему-то иной раз кажется, что «не все» так думают… Может они думают, типа не для всех, а для самых ок важных господ, Великих Пиратов…? Сложно представить, что они вообще себе там думают..!)) Неудивительно, почему столь простые решения и при всех возможностях так медленно интегрируются, как же система-то выживет, если люди перестанут её поддерживать?


Карта Мира Димаксион: открытие и развитие новой картографической системы проецирования, благодаря которой человечество может видеть карту всей планеты Земля как карту единомирного острова в единомирном океане, без каких-либо видимых помех в относительных размере и форме земных масс и без каких-либо разломов континентальных контуров. Это искривленная карта для изучения мировых проблем и отображения ресурсов и других данных в их истинной пропорции. Открыто – 1933, опубликовано – 1943.
[РБФ «Усмешка гигантов »]


Фуллер никогда не думал разобрать природу и продать её по частям, а также не пытался усовершенствовать её в лаборатории. Вместо этого его инструменты воплощают и используют математику природы и принципы её дизайна. Для Фуллера материя поэзии – это схемы человеческого поведения и окружающей среды, а также взаимодействующие иерархии физики, дизайна и индустрии.

Алекс Гербер «Целостность в образовании »

Построят себе однажды такие купола-ковчеги и сдрыснут из уютно-стабильного коробчато-бетонного перенаселённого адка в «персональный эдемский сад», … нормальненько… а мы тут чо делать-то будем с нашей махиной по производству желаний, отвлекающих внимание человека от главного..?)) И еду будут свою растить, и детей, счастливых и здоровых, без смартфонов, подсадочек, добавочек и сложных систем «воспитания». При этом все технологии будут грамотно использовать, научатся добывать, творить, воспрянут духом. Тут даже само слово автономность может вызвать страх и поставить такой проект под сомнение (это кто, фрик с очередной утопией?) А если сюда ещё и добавить мобильность - то как вапче поймать эту дикую, неуправляемую и необъяснимую хрэнь! Что ты, что ты такое?! Скажы-ы!))

Правда, некоторые семена дали всходы! Передовая часть общества, ставшая «альтернативным сообществом», увидела ценность этих идей и тема постепенно получила развитие во всём мире (что вдохновило и меня к поиску похожих реализованных примеров). Сложно не вдохновиться, когда тут перед тобой образ «вечно возрождающейся» маячит, а ты «как первая белка в космосе», летишь на «космическом корабле Земля»…

Фермер Масанобу Фукуока
и «Метод естественного земледелия»

Собираю свои обломки (точнее, обломки своих представлений о том, как тут и что) после встречи с этими гигантами мысли и действия в целостное «холистическое мировоззрение»…

Выращивание сельскохозяйственных растений - это следующая культурная ступень, требующая знаний и постоянных усилий. Главная особенность метода Фукуоки заключается в том, что он ведет свое хозяйство путем кооперации с природой, не пытаясь покорить её или улучшить. Отсюда и название его метода — «натуральный», то есть естественный или природный.

Ларри Корн в книге «Революция одной соломинки» (М. Фукуока)

Человек до знакомства с работами Фуллера, я сщитаю, если он уловил мэсседж и проникся - это уже другой человек, как и другой человек после знакомства с жизнью и работой Масанобу Фукуоки (1913-2008), японского фермера, основоположника «метода естественного земледелия», который тоже, что-то мне подсказывает, в соавторстве с Матушкой-то создавал, получая небывалые урожаи без вспашки, техники, удобрений, пестицидов, гербицидов и прочего г.., выжигающего жизнь… Такую гармоничную, тонкую и хрупкую, всё тебе приносящую, только ничего от себя не добавляй, и не помогай… машинами своими!…) Трудись, кушай просто, вовремя всё делай, и будут тебе центнера риса какого хочешь, чтобы зиму потом песни петь и с внучатами нянчиться, или чем ты там намерен заниматься в свободное время..?))

А что, если не делать этого? А что, если не делать того? — это мой способ мышления. В конце концов, я пришел к заключению, что нет необходимости пахать землю, нет необходимости вносить удобрения, нет необходимости делать компост, нет необходимости использовать инсектициды. Когда вы додумываетесь до этого, то остается немного таких агротехнических приёмов, которые действительно необходимы.

М. Фукуока

Он сам говорил, что от него фермерство не требует какой-то натуги, чтобы он весь выбился из сил, делая столько лишних движений, чтобы получить в десять раз меньше, если бы он просто делал только то, что надо. Вот и метод земледелия он назвал «метод не-делания». А это, видимо, по-своему человечьски знать место и время своим усилиям, не усложняя и без того идеальный процесс, а остальное пусть уж Земля предложит, ей-то виднее, как небывалых урожаев достигать. Только успевай благодарность проявлять, да в ножки кланяться. На поле, в смысле, приседать, чтобы к ней поближе быть…)

Вся жизнь этого божественного фермера, мастера… такой важный урок, для того, чтобы сбросить собственную важность… столь тяжелую ношу…, и идти легко по этой земле, подсвистывая птичкам в унисон, собирая персики с деревьев.

Архитектор Майкл Рейнольдс и «Земляные корабли»

Или вот ещё волшебный человек. Я, например, точно ощутила, что на утро проснулась совсем другой, накануне вечером посмотрев фильм про американского архитекора Майкла Рейнольдса, который создавал «мечты из мусора». Так просто! Целые МЕЧТЫ, мечты-ы-ы-ы-ы-ы… предлагал из мусора возводить!

Мечты в виде полностью автономных и энергоэффективных домов earthships («земляные корабли»), построенных из «отходов современного общества». Нужно только воображение, немного огня в сердце, и вперёд! Самые причудливые фантазии уже стоят в очереди на воплощение из любых подручных и казалось бы неподходящих вещей… из покрышек, пластмассовых бутылок, битого стекла…

В этот дом ничего не поступает извне: ни электричество, ни газ, тут нет канализации, ни водопровода — дом полностью автономен. Здесь более 20 тысяч литров воды, все отходы перерабатываются, а температура в доме не падает ниже 21 градуса. Живя в таком доме, вы получаете в свои руки контроль над всеми бытовыми аспектами. Семья из четырёх человек, живущая в таком доме, может забыть о поездках в магазин. Я считаю, это новый путь для всего человечества. Я занимаюсь своим делом уже 30 лет, но даже этого недостаточно, чтобы полностью раскрыть потенциал тех сокровищ, что лежат перед нами.

М. Рейнольдс

Только где-то снова такие простые идеи годами могут находиться под запретом системы т.к. «не соответствуют правилам строительства» (страшно ведь, когда что-то такое появляется в нашем стаабильном мире, который насколько стабилен, настолько и не стабилен, что в любой момент может ураганом…мм…снести?!) А человек, например, колотится и точно чувствует связь между ураганами, торнадо, землетрясениями, пробуждением вулканов и прочими природными «возмущениями» (против чего, интересно?) и тоннами мусора, что мы производим и считаем самым идеальным выходом просто где-то закопать… или да что там даже закапывать… не наше это царскоя… мы лучше в одну незамысловатую кучу будем скидывать всю нашу… ээ… срань… Фуллер бы это назвал учёным словом «энтропия»!

Поднимая голову, ты рискуешь тем, что её отстрелят. Мне даже логика отказала в какой-то степени, ведь всё было против меня. Я лишился своего способа заработка, потерял самоуважение, остался без лицензии. Я всё потерял! Когда меня спрашивают, кем я восхищаюсь — в первую очередь я вспоминаю Ноя. Он построил ковчег посреди пустыни. Никакого моря поблизости не было и все смеялись над ним, пока он строил его, но он-то знал, что будет дальше.

М. Рейнольдс

А старина Майк, настоящий творец, небезразличный, чуткий, видит и пытается этот мусор, с помощью природного гения своего архитекторского, как-то переработать.., сделать автономные дома, напоминая, что вот оно, всё есть, всё возможно - просто решись. Вдохновляется образом Ноя, который не смотря ни на что колотил свой корабль… Только у Ноя, наверное, было тогда по духу времени отменнейшее дерево, а тут уже в современнасти и покрышки в ход пошли, не до высоких пород! Вот пригодилась и сноровка Майкла, когда ураганом часть побережья Индии снесло. Очевидцы говорят: «Бог поиграл пять минут и унёс тысячи жизней… всё, что нас окружало, просто исчезло и остались эти обломки…» Да, и потом, видимо, по сценарию отправил туда нашего «мусорного воина», чтобы он-то как раз зная, как из этих обломков «новые ковчеги» собрать, показал другим, как это делается?

А там-то, в своей родной Америке, старина Майк много лет боролся с инерцией системы, проходя бюрократический ад, оплачивая огромные бессмысленные счета, и всё это для того, чтобы доказать, что его автономные «земляные корабли» - это очень выразительный в сложившийся реалиях, казалось бы ветхий, но на самом деле принявший другую форму, образ Корабля, который торопился спастись от большого наводнения (решившего в один прекрасный день не пол-побережья смыть, а вообще всё подчистую).

Когда я затеял строительство, то думал, прежде всего, о комфортной обстановке. Сейчас же речь идет о выживании. Мы понимаем, что стараниями человечества жить на этой планете скоро будет невозможно. И поскольку этот момент неумолимо приближается, мы пытаемся изобрести эффективный способ облегчить людям жизнь.

М. Рейнольдс

И в очередной раз, уставший после безрезультатного заседания, отказавшего ему в праве строить свои «спасительные шлюпки», архи-супер-Майк говорил: «Законотворчество - это прекрасное занятие для тех, у кого есть много времени и они не знают, куда его потратить. Проблема в том, что нашей планете нужны срочные перемены…» Да, но порой так сложно увидеть, что перед лицом природных стихий и внезапных болезней оно (время) может и улетучиться, просыпаться как песок в исполинских часах вечности. А что останется-то после? Кучка мусора, к которой даже не будет приставлено никакого специального архитектора, чтобы придать ей какой-то дизайн-смысл-красоту..? Да-а-а-а-а, гениально! «Кучка Мусора» - вот это выпуклый, многогранный арт-объедок, символ эпохи потрябления, как Вавилонская башня, уходящий высоко вверх с торчащими из него кусками проржавевших палуб… И в нём весь наш быт, наши надежды, чаяния, желания и привычки… жирный символ, поучительный!

Но и здесь судьба осталась благосклонна. Спустя несколько лет Майкл всё-таки пробил своей настойчивостью глухую стену непонимания, получив обратно лицензию на строительство, и его «корабли» поплыли по морю реализации как варианты альтернативных домов, убежищ, жизненных укладов… Пробил, да, но после того, как помимо Индии построил ещё похожие сооружения в других зонах стихийных бедствий. Видимо, надо было не одного, а пяти ураганов, и восемь цунамь с тремя торнадами, чтобы принять эту вынужденную «альтернативу» привычке тянуть одеяло на себя, не считаясь с ресурсами Планеты.

Ковчег и Титаник

Так что и мне теперь, уже другому, видимо, человеку (другой белке, не той, что была вчера) после этих встреч и осознаний, не пристало тратить время на самолюбование… Взялась за ум, колочу себе избушку на дереве, изучаю матерьял, вдохновляюсь примерами старших дизазайнеров и архи-фриков из контр-пермакультуры, за птичками наблюдаю, сама помидоры сажать вознамерилась..! И блог вот у меня появился… Сад Природы… посвящённый этому «альтернативному образу жизни»…

Теперь давайте представим себе человека, потерпевшего кораблекрушение. Пусть он считается очень богатым человеком, стоящим больше миллиарда долларов по всем представлениям о реальном благосостоянии. С собой в круиз он взял все свои акции и облигации, документы на собственность, чековые книжки, все свои бриллианты и золотые слитки. Корабль горит и тонет, и нет спасательных лодок, они тоже все сгорели.

РБФ «РУККЗ »

Но если так подумать, альтернатива-то чему? Сложно себе представить, и ещё сложнее сказать. Альтернатива абсурду, хаосу, неведению, нежеланию что-то чувствовать в этом мире и смотреть дальше высокого задранного вверх носа, который своим острым концом как Титаник летит на айсберг в окружении бесконечной ночи и холода Атлантического океана? Хотя, казалось бы, тогда и намёка на провал не было - уверенные в себе и своих лучших специалистах, признавших его «практичьски непотопляемым» поплыли покорять окиян. На практичьски Титане, который, между прочим, грозился свергнуть богов с Олимпа, за что и сам был сброшен в Тартар. Тут ещё интересно, что титаны считались «вторыми богами», то есть детьми Неба (Уран) и Земли (Гея), что очень похоже, мне кажется, в каком-то смысле на положение человека. А образ Тартара - это даже не царство мёртвых Аида, где ещё так себе ничего.., а самое дно бездны, ниже, как говорится, некуда… в прямом смысле пучина, глубокие и бесконечные воды небытия, покрытые тройным слоем мрака.

И вот на таком огромном, стальном, непомерно дорогом («роскошь в море»), созданном из-за конкуренции миллионеров (вложившихся в золотые унитазы, но почему-то сэкономивших на спасательных шлюпках), демонстрирующем самые передовые достижения науки и судостроительства, Титанище… мы двигались, чтобы посреди пустоты наткнуться на единственное препятствие и практичьски вырулив, всё равно не избежать цепкого и хладнокровного ноготка судьбы, действующего точно и чётко зная как продырявить этот неповоротливый таз..?)) При чём не сразу весь целиком, а красиво и наглядно, эффектно переломив хребет на две части, чтобы долго там всё по кусочкам распадалось и меееедленно погружалось на дно… С сидящими в нём высшим классом в шелках и брильянтах, средним боле-мене и самыми простяками в нижних отсеках… Тут уж ни к чему градацея, как на верхних, так и на нижних сила ледяной воды действует одинаковым образом.


Если наш миллиардер будет держаться за своё золото, то он утонет чуть раньше других. Так что я бы сказал, что у него почти не осталось сегодня или завтра, в котором он смог бы применить это богатство, и потому как богатство не может работать задним числом, его тип благосостояния практически бесполезен. Это и вправду бесполезная куча ерунды в игре случайностей, в которую мы играем, и она не связана с действительными эволюционными транзакциями в нашей Вселенной.

Строительство домов по методу Земляной корабль.

Что получится, если соединить вместе стеклянные бутылки, банки, старые шины, проволоку и бетон? Дом! Верите? Архитектор Майкл Рэйнольдс, разработавший технологию под названием Земляной корабль, верит. Более того, он построил множество домов из старых покрышек и дал пример на строительство земляных домов по всему миру.

Концепция «земляного корабля» была в том, архитектор применял различные отходы такие как жестяные банки, бутылки, старые автомобильные шины и применял их в виде строительных материалов для возведения дома. Правда при этом использовал цемент. В итоге получил эргономичную конструкцию, которая имеет низкую теплопроводность, легко отопить. Если к этому дому использовать альтернативные источники энергетики (солнечной или ветряной) дом будет полностью автономен. Дом можно покрыть землей.

Бесспорно такое строительство подходит на всем, однако он достоен памяти. В таком доме царит бунтарский дух и отказ от современных методов в пользу новаторских, использованием отходов культуры потребления.

Дом построенный по такой технологии может быть как однокомнатным очень простым, так и постройкой с мансардой, а может быть и сложным архитектурным сооружением.

Одним из ярких примеров реализации такой технологии является дом на ранчо известного американского актёра Денниса Уивера, строительство которого оценивается примерно в 50 млн. долларов! Но это частный случай, а небольшой домик можно построить за несколько тысяч долларов, причём в основном деньги пойдут на фундамент, гидроизоляцию и цемент.

Концепция дизайна использует модульную структуру, то есть строение может быть расширено путём достройки новых модулей. Рассмотрим самый простой вариант строительства земляного корабля. Основа строения это главный модуль, который называется Хата. Его структура образует круглую башню, поэтому для начала нужно выложить прямо на земле круг таких размера и формы, каким хотите видеть ваш будущий дом.

Положите первый ряд шин вдоль линии стены, плотно прижимая друг к другу. Заполните шины песком и грунтом, можно вперемежку с мелким мусором и утрамбуйте так, чтобы шины были твёрдыми и не прогибались. Положите второй ряд шин на первый в шахматном порядке и повторите процедуру заполнения и утрамбовки. Продолжайте в таком духе, сохраняя уровень, пока стены не достигнут нужной высоты. Используя цемент, выровняйте стены.

Крыша может быть куполообразной формы, сделанной из арматуры, покрытой сеткой-рабицей и цементом. Форма и конструкция крыши могут быть любыми.

Внутренняя отделка делается по желанию, это может быть как плитка, так и дешёвый саман.

Нужно обратить внимание на такие вещи, как дренаж.

Старые использованные шины, заполненные землёй дешёвый и надёжный строительный материал. Важно помнить, чтобы резина не торчала из стен, а была тщательно заделана цементом или саманом.

Альтернативное строительство из суперсамана.

Альтернативное строительство набирает обороты и становится все более популярным. В мире ищут способы быстровозводимых дешевых зданий дабы забезпесить малоимущих жителей Африки и Азии. А Европа ищет альтернативу устоявшемся правилам в строительстве. Относительно новой технологией является суперсаман. Технология очень проста- в мешки набирают землю складывают друг на дружку. Основные затраты при таком строительстве ложаться на преобретение мешков. А грунт берется прямо на участке или завозится.

Основатель данного метода архитектор Надер Халили из калифорнийского университета развития строительных технологий (США). Он успешно внедрил суперсаман на территориях стран третьего мира и ближнего Востока в рамках проектов ООН. Кстати, NASA считает технологию суперсаман перспективной для колоний на Луне.

Мода на дома из самана началась довольно давно, и метод «суперсамана» успешное развитие данной технологи. В отличие от традиционного метода строительства из самана, суперсаман не требует никаких материалов кроме земли(грунта), воды и мешков, что упрощает и ускоряет строительство в разы. Дом по технологии суперсаман могут возвести два-три человека без навыков строительства всего за несколько недель.

Кроме того, что эти дома быстровозводимые Они в отличие от простых саманных домов, их можно возводить в районах, где бывают частые паводки и наводнения, Такие сооружения традиционно используют для борьбы с водой, при строительстве дамб, а также строительство оборонительных сооружений.

Отличительной чертой данного метода является то, что прямые стены по данной технологии возводить гораздо сложнее, чем криволинейные или куполообразные. И в этом их преимущество, ведь дома-купола очень прочны. Их форма уравновешивает внешнюю нагрузку во всех направлениях. Кроме того, нагрузка, воспринимаемая куполом, создает в нем нормальные мембранные напряжения с влиянием изгиба на относительно небольших участках поверхности. В современной практике чаще всего применяются купола, срединная поверхность которых описывается уравнением шара, эллипсоида вращения или кругового конуса (конические купола проще в изготовлении, но менее экономичны, чем сферические). Конечно, форма дома, построенного из мешков с землей своими руками далека от идеальной, но купол, даже не идеальный, все равно достаточно надежен.

Сам Халили утверждает, что традиционный квадратный дом с вертикальными стенами почти обречен однажды упасть, а с аркой (основой купола) же ничего никогда случиться не может. Для укрепления сооружения в почвенную смесь можно добавить цемент, что совсем не обязательно.

К недостаткам домов возведенных из суперсамана можно отнести то, что их возводить только одноэтажными, строить широкие и двухэтажные практически невозможно. А если рядом построить еще один такой же дом и соединить их, получится просто великолепно.

Главным врагом технологии являются дожди и сырость. Вся конструкция может оползти,поэтому такие конструкции небходимо оштукатуривать. В очень сырых районах возведение крыши на суперсамане обязательно.

Помните, что мешки из пропилена боятся активной солнечной радиации, поэтому либо предусмотрите защиту конструкции во время строительства, либо возводите здание очень быстро.

При возведении строения из мешков с землёй почти невозможно справиться одному, так как вес одного мешка примерно 120 кг. Поэтому нужно использовать кран либо должна работать бригада в несколько человек.

Технология возведения дома из суперсамана.

Выберите подходящее место. В центре предполагаемого дома воткните шест, к нему привяжите бечевку, отмерьте нужную длину радиуса, отметьте периметр и выровняйте его. Придётся потрудиться лопатой. Потом позаботьтесь о дренаже и фундаменте. Не забудьте отметить, где будет расположен вход, оставляя достаточно места для дверного проёма. Обратите внимание основание входа здесь уходит вовнутрь, чтобы можно было вертикально вставить дверь, несмотря на наклон основной стены.

В качестве фундамента можно использовать бутобетонный метод или выложить первый слой мешков, наполненных щебнем, утопив их в землю на 30-40 см.

Для строительства используется сырая или влажная земля, которой наполняют стандартные мешки для сахара, рукава для мешков, матерчатые трубы из не подверженной гниению ткани, например, пропилена. Мешки найти проще, они продаются оптом и стоят дешевле. Если земля сухая, то её следует увлажнить. Недосыпайте каждый мешок сверху на 20-25 см, вы завернёте этот свободный край, когда мешок будет уже в ряду, чтобы его содержимое не рассыпалось.

Перед тем как класть каждый мешок, протяните под ним по полутораметровому куску полипропиленовой бечёвки, чтобы потом стянуть ею ещё два-три последующих уровня кладки. Это обеспечит в будущем лёгкость оштукатуривания. Между слоями также кладут обычную колючую проволоку в два ряда. Она помогает скреплять слои мешков или трубы, так же как обычные кирпичные стены скрепляет цемент.

На земле выкладывают первый слой мешков по периметру и утрамбовывают. Делать это можно ногами или специальными трамбовочными приспособлениями. Далее кладут второй слой мешков внахлёст (кирпичной кладкой), который немного уже первого! Так продолжается пока не будет достигнув куполообразная форма здания.

Чтобы организовать окна и двери в домах из суперсамана, оставляют проемы в виде арок при прокладке мешков. После высыхания здание штукатурят или замазывают снаружи цементным раствором.

Если земля в данной местности имеет состав, который после высыхания не будет растрескиваться или рассыпаться, для строительства можно использовать любые, даже самые ветхие мешки. После трамбовки они станут ненужными.

Пол можно залить либо цементом, либо саманом, с высоким содержанием глины.

" (№7, 2014)

Знаете ли вы?
Впервые в литературе описание технологии строительства домов из «умятой земли» встречается в книге Франсуа Куантеро «Школа деревенской архитектуры, или Наставление, как строить прочные домы о многих жильях из одной только земли, или из других обыкновенных и дешевых материалов». (М.: Унив. тип. у Ридигера и Клаудия, 1794).

Старинные дома из земли в Европе
Технология строительства домов из земли отличалась от методов постройки саманных или глинобитных сооружений: стены землебитных домов содержали не больше половины глины в своем составе, и в них не использовалась солома в качестве армирующего заполнителя. Вместо глины для строительства домов из земли используются клейкие виды почв в смеси с песком, которого должно быть в смеси 50-70%. Пригодность земли для строительства в средние века определялась по следующим признакам: земля должна не рассыпаться при раскатывании между ладоней, куличики из земли не должны рассыпаться, а при замачивании земли в стакане на сутки на дно должна опускаться «клейкость». Подходящая земля обычно имела трещины в засуху и в ней образовывались хорошие твердые колеи от тележных колес. Если использовались разные виды земли, то их предварительно смешивали вместе. В жирную землю (глину) добавляли минеральные добавки: песок, известь и дорожную пыль. Французский архитектор Франсуа Куантеро писал:
Все роды земли бывают хороши (для строительства землебитных домов), ежели ни безсочны, ни тощи, ни слишком тучны.
1) все земли, которые происходят из царства растений.
2) всякая клейкая земля; она называется так же глиною.
3) всякая твердая земля, смешанная с песком, - есть самая способная к земляной работе.

Для работы брался грунт с глубины до 1 метра. С помощью граблей отсеивались крупные камни, корни и другие включения. Между зубцами грабель должны были проходить частицы почвы не больше ореха величиной. Земля для постройки не должна быть не слишком сухой, ни слишком влажной. В первом случае она не соединяется, во втором делается текучей как тесто.
Классическая средневековая технология постройки домов из земли была известна в трех вариантах: послойная утрамбовка землебитных стен с низкой переставной опалубкой с тисками (доски со скруткой, сжимающей опалубку при закручивании воротка), постенная утрамбовка стен с высокой переставной опалубкой с тисками, и утрамбовка земляных блоков для последующей кладки из них стен.
В первом варианте для возведения стен использовалась переставная опалубка длиной 3 метра и высотой около 80 см. Стены начинали возводить на фундаменте из известняка (он имеет свойство поглощать воду из стен) высотой не менее 60 см. Внутренняя поверхность опалубки перед началом трамбовки земли обливалась раствором извести. После засыпались слои земли по 7-10 см. Земля в опалубке слегка увлажнялась. Трамбовали землю вначале по периметру, затем середину и после еще раз всю засыпку поперек. Слой земли должен был умяться в полтора-два раза от изначальной высоты. Затем опалубку переставляли на следующий участок стены. Поверх слоя наносили известковый раствор. Стыки трамбуемой земли в стенах устраивали со скосами в 30 градусов для лучшей перевязки трамбуемых участков. Таким способом можно возводить достаточно высокие стены. При высоте стен стены в 3,5 метра ее толщина у основания должна была быть минимум 45 см, а под - 35 см.
При втором способе строительства высота стен ограничена высотой опалубки. Такой способ применялся для возведения хозяйственных построек. Стены при этом получались более однородные - без прослоек извести. Для связи стен использовались необтесанные доски, которые вмуровывались внутрь. Также доски подкладывались и под балки перекрытий и мауэрлаты.

При изготовлении землебитных блоков использовались деревянные формы, в которых утрамбовывалась клейкая земля. Этот способ был ближе всего к строительству глинобитных домов.
Для обрамления и закрепления оконных и дверных проемов использовали камень или кирпич. После завершения набивки стен их обрабатывали скипидарной водой для придания водостойкости и высушивали несколько месяцев, укрыв от осадков кровлей. Кровлю чаще всего устраивали черепичную по обмазанным алебастром доскам (такая конструкция делала землебитный дом пожаробезопасным). После высыхания стен, их слегка смачивали, надсекали и обмазывали известью, смесью извести с песком (1 к 2) или смесью извести, глины и шерсти. Изнутри штукатурили алебастром по предварительно забитым в стену гвоздям для лучшей связи стен и штукатурки. После просыхания штукатурки стены белили известью.

Альтернативное строительство становится всё более популярным сегодня. Многие деятели ищут способы создать быстровозводимые дешёвые здания для обеспечения малоимущих жителей кровом. В основном это касается Африки и Азии, но и в Европе люди ищут альтернативу устоявшимся канонам строительства. Одной из относительно новых технологий зелёного строительства является «суперсаман». Секрет популярности в том, что стены здания возводятся из простых мешков, наполненных землёй (грунтом). Это один из самых дешёвый способов возведения стен, так как основные траты приходятся на покупку мешков, а грунт берётся прямо на участке строительства или привозится.

Основатель данного метода - архитектор Надер Халили

из калифорнийского университета развития строительных технологий (США). Он успешно внедрил "суперсаман" на территориях стран третьего мира и ближнего Востока в рамках проектов ООН. Кстати, NASA считает технологию "суперсаман" перспективной для колоний на Луне!

Преимущества "суперсамана".

Мода на дома из самана началась довольно давно, и метод «суперсамана» - успешное развитие данной технологи. В отличие от традиционного метода строительства из самана, "суперсаман" не требует никаких материалов кроме земли(грунта), воды и мешков, что упрощает и ускоряет строительство в разы. Дом по технологии "суперсаман" могут возвести два-три человека без навыков строительства всего за несколько недель.

Кроме быстроты строительства, эти дома интересны еще и тем, что, в отличие от простых саманных сооружений, их можно ставить в районах, заливаемых паводковыми водами. Мешки с землей традиционно используют для борьбы с наводнениями и установки дамб, а также для сооружения оборонительных конструкций.

Отличительной чертой данного метода является то, что прямые стены по данной технологии возводить гораздо сложнее, чем криволинейные или куполообразные. И в этом их преимущество, ведь дома-купола очень прочны. Их форма уравновешивает внешнюю нагрузку во всех направлениях. Кроме того, нагрузка, воспринимаемая куполом, создает в нем нормальные мембранные напряжения с влиянием изгиба на относительно небольших участках поверхности. В современной практике чаще всего применяются купола, срединная поверхность которых описывается уравнением шара, эллипсоида вращения или кругового конуса (конические купола проще в изготовлении, но менее экономичны, чем сферические). Конечно, форма дома, построенного из мешков с землей своими руками далека от идеальной, но купол, даже не идеальный, все равно достаточно надежен.

Сам Халили утверждает, что традиционный квадратный дом с вертикальными стенами почти обречен однажды упасть, а с аркой (основой купола) же ничего никогда случиться не может. Для укрепления сооружения в почвенную смесь можно добавить цемент, что совсем не обязательно.

Итак дома из "суперсамана" прочны, надёжны, сейсмоустойчивы, не боятся наводнений, пожаров, быстро возводится.

Недостатки «суперсамана»

К недостатком домов из суперсмана можно отнести то, что почти невозможно строить двухэтажные и широкие постройки. Однако эти недостатки легко устраняются постройкой дополнительных компании рядом с основной и соединив их коридорами. Получается просто волшебно!

Главным врагом технологии являются дожди и сырость. Вся конструкция может оползти, если пренебречь оштукатуриванием. В очень сырых районах возведение крыши на "суперсамане" обязательно.

Помните, что мешки из пропилена боятся активной солнечной радиации, поэтому либо предусмотрите защиту конструкции во время строительства, либо возводите здание очень быстро.

При возведении строения из мешков с землёй почти невозможно справиться одному, так как вес одного мешка примерно 120 кг. Поэтому используется либо кран, либо работают несколько человек.

Технология строительства из суперсамана.

Выберите подходящее место. В центре предполагаемого дома воткните шест, к нему привяжите бечевку, отмерьте нужную длину радиуса, отметьте периметр и выровняйте его. Придётся потрудиться лопатой. Потом позаботьтесь о дренаже и фундаменте. Не забудьте отметить, где будет расположен вход, оставляя достаточно места для дверного проёма. Обратите внимание - основание входа здесь уходит вовнутрь, чтобы можно было вертикально вставить дверь, несмотря на наклон основной стены.

В качестве фундамента можно использовать бутобетонный метод или выложить первый слой мешков, наполненных щебнем, утопив их в землю на 30-40 см.

Для строительства используется сырая или влажная земля, которой наполняют стандартные мешки для сахара, рукава для мешков, матерчатые трубы из неподверженной гниению ткани, например, пропилена. Мешки найти проще, они продаются оптом и стоят дешевле. Если земля сухая, то её следует увлажнить. Недосыпайте каждый мешок сверху на 20-25 см, вы завернёте этот свободный край, когда мешок будет уже в ряду, чтобы его содержимое не рассыпалось.

Перед тем как класть каждый мешок, протяните под ним по полутораметровому куску полипропиленовой бечёвки, чтобы потом стянуть ею ещё два-три последующих уровня кладки. Это обеспечит в будущем лёгкость оштукатуривания. Между слоями также кладут обычную колючую проволоку в два ряда. Она помогает скреплять слои мешков или трубы, так же как обычные кирпичные стены скрепляет цемент.

На земле выкладывают первый слой мешков по периметру и утрамбовывают. Делать это можно ногами или специальными трамбовочными приспособлениями. Далее кладут второй слой мешков внахлёст (кирпичной кладкой), который немного уже первого! Так продолжается пока не будет достигнув куполообразная форма здания.

Чтобы организовать окна и двери в домах из суперсамана, оставляют проемы в виде арок при прокладке мешков. После высыхания здание штукатурят или замазывают снаружи цементным раствором.

Если земля в данной местности имеет состав, который после высыхания не будет растрескиваться или рассыпаться, для строительства можно использовать любые, даже самые ветхие мешки. После трамбовки они станут ненужными.

Пол можно залить либо цементом, либо саманом, с высоким содержанием глины.

Необычные строительные материалы

Для постройки большинства зданий обычно используют кирпичи, дерево, камень. Однако всегда находятся люди, которые мыслят настолько нестандартно, что для постройки домов берут необычные вещи.



К примеру, в шведской деревне Юккасъярви, которая находится на полярном круге, ежегодно строят отель изо льда. В каждой комнате можно увидеть красивую резьбу по льду, кровати, сделанные из кусков льда и покрытые шкурами оленей. Кстати, это не единственный случай использования льда в качестве строительного материала. Так, на Байкале среди туристов и местного населения уже давно стала традиционной баня изо льда. А эксцентричный президент Туркменистана Сапармурат Ниязов даже задумал грандиозный проект строительства ледового дворца недалеко от столицы его страны.


В Таиланде находится храм Ват Па Маха Чеди Ков, который построен из миллиона стеклянных пивных бутылок. Декоративные мозаики на его стенах выполнены из крышек от этих бутылок. Благодаря комбинации зеленого и коричневого стека удалось сделать замысловатые узоры на стенах храма. В тоже время, стеклянные бутылки создают ощущение уединенности внутри храма и позволяют рассеянному свету поступать во все части здания. Монахи, которые построили храм, хотели таким образом подчеркнуть расточительный характер консюмеризма и показать возможность использования мусора для создания настоящей красоты.


На удивление впечатляющими по размеру и размаху являются дома, которые построены из самолетов. Они всегда получаются крепкими, способными выдержать любые погодные условия, вместительными, если снять сидения и отсеки, и не такими уж дорогими. Из-за того, что списанные самолеты уже не представляют никакой ценности для авиалиний, стоят они дешево. Вполне возможно, что в будущем такие дома будут обычным делом.


Дом можно построить и из шин, заполнив их, например, глиной и сложив, как кирпичи. Резина обладает хорошей теплоизоляцией, благодаря чему дома из них легко нагреваются и держат тепло, а летом - прохладу. А если покрыть стены такого дома штукатуркой или бетоном, то можно будет не бояться, что резина загорится.


Еще одним вариантом постройки дома с одновременной переработкой материалов является постройка здания из пластиковых бутылок. Плюсом этого строительного материала является низкая стоимость и способность к изоляции. Запечатанные бутылки отлично держат тепло или прохладу в зависимости от времени года. Кроме того, благодаря тому, что пластик не подвергается биологическому разложению, стены из бутылок могут простоять целую вечность.

Удивительно, но дом можно построить и из газет, которые спрессованы и покрыты лаком. Бумага обеспечивают прекрасную изоляцию, а лак сохраняет ее от распада в кучу кашицы. Кроме стен дома из газет можно построить еще и мебель.


Конечно, это было бы слишком дорого сейчас, но можно построить дом и из костей мамонта, как это делали наши предки, жившие в эпоху Плейстоцена. Крупные кости мамонта они выкладывали вертикально по кругу, образуя стены. Потом они выравнивали их грязью и шкурами мамонта. Сейчас от этих строений остались только кости.

В пустынях можно построить дом из блоков соли. Чтобы скрепить их между собой, достаточно намочить края и прижать их друг к другу, благодаря чему блоки моментально сплавятся между собой. Сейчас так часто строят отели, в которых не только стены соляные, но и мебель сделана из соли. Естественно, такой вариант вряд ли подойдет странам Европы, где дожди идут слишком часто.


Всего три миллиона блоков Лего и двухэтажный дом, в котором может жить человек, готов. В доме, который построил Джеймс Мэй, есть даже рабочий туалет, в котором, однако, не совсем безопасно пользоваться сливом. Правда, дом был в итоге разобран, так как никто не захотел его купить, блоки Лего пожертвованы на благотворительность.

Можно ли построить супер-экологичный дом из мусора? Талантливый и экстраординарный архитектор Майкл Рэйндольдс навсегда изменил представление о жилье, показав на деле, как создать абсолютно энергонезависимый дом из отработанных материалов.

В 2007 году в Великобритании вышел фильм «Garbage Warrior» (в русском варианте «Мечты из мусора»), рассказывающий о Майкле Рэйндольдсе, который к тому времени уже 35 лет строил автономные дома, «вырабатывающие» воду, тепло и даже еду.

Вот что рассказывает о себе Майкл: «Я поступил в университет Цинциннати, выучился на архитектора и получил диплом. Уже тогда я начал понимать, что архитектура в том виде, в котором она существовала, была совершенно бесполезной. Она не могла ни улучшить жизнь людей, ни сослужить хорошую службу планете. Профессия архитектора не помогает решить насущные проблемы».

Майкл предложил строить дома из отработанных материалов, проектировать здания с учётом окружающей среды, использовать возобновляемые источники энергии и интегрированные системы водоснабжения. Всё это легло в основу созданного им стиля «Earthship Biotecture», который не имеет аналогов во всём мире.

«Земляные корабли» Майкла Рэйндольдса

Свои творения Майкл называет «земляные корабли» («Earthship»). Такой дом полностью автономен и энергонезависим: в нём нет ни электричества, ни газа. Он максимально использует возобновляемые ресурсы - дождь, ветер, солнце и снег - для сбора и закачки воды, охлаждения или отопления, освещения, канализации и даже выращивания продовольствия в домашних теплицах. Все отходы перерабатываются, а температура в доме не падает ниже 21°С. Сегодня во всём мире используется около двух тысяч «земляных кораблей».

В 1972 году Майкл построил первый в мире дом из пивных банок. Из-за своей причудливой формы дом получил название «Большой палец». Даже спустя 40 с лишним лет его стены остаются прочными.

Для себя и своей семьи Майкл построил «земляной корабль», основным материалом которого стали… покрышки!

«Что люди выбрасывают во всём мире в огромных количествах? Покрышки. Они прочные, не проводят тепло, для них не нужен цемент. Можно возвести целую стену, располагая лишь землёй, лопатой и покрышками», - говорит Майкл.

Покрышки, набитые землёй, не выпускают тепло наружу - это отличный материал для строительства. В доме Майкла все окна обращены к солнцу. Свет беспрепятственно проникает в дом, тепло поглощается массивными стенами из покрышек и остаётся там.

«Я не оплачиваю счета за отопление. Они попросту к нам не приходят. У нас есть камин, который мы разжигаем на Рождество, вот и всё», - говорит Майкл. В этом доме Майкл живёт до сих пор.

Посёлок из полностью автономных домов

Чтобы донести до людей свои идеи, Майкл и его друзья создали веб-сайт , написали несколько книг, опубликовали статьи в журналах. «Информация начала распространяться и привлекать людей, которые стали нашей командой. Так появилось сообщество единомышленников», - говорит Майкл. Команда получила 10 акров земли , которые превратились в огромную стройку. Это посёлок стал чем-то наподобие экспериментального участка, где первые 10 лет Майкл и его команда проверяли свои идеи: «Мы хотели изменить свой образ жизни, стать независимыми».

Через 4 года после окончания строительства в посёлке «Касл Компаунд» возникло сообщество «Грэйтер Уолд». Здесь жили и работали люди, воодушевлённые идеями Майкла. Они строили автономные дома для себя и своих семей, «обкатывая» интересные задумки.

Но вскоре простая и гениальная идея создания домов из ненужных материалов встретила сопротивление со стороны архитектурного совета.

«Люди, занятые в сфере архитектуры и планирования, смотрят на всё однобоко и не представляют, что можно вести дела по-другому. Архитектурный совет навязывает всем свои порядки: есть только один способ строительства. И если ты не выполняешь их правила - ты не можешь называться архитектором», - говорит Фил, один из единомышленников Майкла.

Чтобы избежать обвинений в профессиональной некомпетентности, Майкл Рэйндольдс сдал лицензию архитектора. Его обвинили в земельных нарушениях. Согласно закону, передача в пользование участков земли возможна только при условии подвода к ним электричества, воды и канализации - всего того, в чём абсолютно не нуждаются дома, созданные Майклом. В ноябре 1997 года все строительные работы были запрещены, а поселения объявлены незаконными.

Чтобы разморозить строительство, потребовалось 7 лет. Для продолжения работы процесс пришлось разбить на несколько этапов, после каждого - приглашать представителей округа на инспекцию, и нанять профессионального инженера. Но все трудности, с которыми столкнулась команда Майкла, не заставили их отступить ни на шаг от своих идей.

«Земляные корабли» - спасение для пострадавших от цунами и ураганов

В апреле 2005 года Майкл и семь членов его команды откликнулись на просьбу о помощи пострадавшим от цунами на Андаманских островах. Они обучили местных жителей строить доступные и простые дома. В марте 2006 года команда Майкла построила «земляные корабли» для пострадавших от урагана «Рита» в Мексике.

Через 8 месяцев после этого государственный совет архитекторов узнал о работе Майкла на Андаманских островах и предложил возобновить действие его лицензии архитектора.

Майкл Рэйндольдс - архитектор-бунтарь, который не просто бросает вызов закостенелым взглядам архитекторов, а пытается спасти нашу планету от надвигающейся экологической катастрофы.