Костяника многолетнее теневыносливое растение. Известно что костяника многолетнее теневыносливое растение. Лечебные рецепты на основе костяники

Подготовка к метапредметной диагностике 4 класс.

Задания направлены на совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация.

Работа с таблицей

Андрей спросил у 10 одноклассников, какие книги им нравятся больше всего.

Результаты опроса он занёс в таблицу 1

"+".

О животных

О детях

Фантастику

Настя

Юра

Оля

Андрей

Дима

Максим

Света

Варя

Маша

Даша

Рассмотри таблицу и выполни задания:

  1. Какая тема нравится наибольшему числу опрошенных учеников? Запиши только номер, соответствующий этой теме.

ОТВЕТ______________

  1. Какая тема нравится наименьшему числу опрошенных учеников? Запиши только номер, соответствующий этой теме.

ОТВЕТ______________

  1. Кому из детей нравится читать книги о животных и о детях? Запиши только имена без запятых

ОТВЕТ____________________________________________________________

  1. На сколько больше детей читающих о животных, чем тех которые любят читать фантастику? Запиши только число.

ОТВЕТ______________

  1. Кому из детей нравится читать только фантастику? Запиши только имена без запятых

ОТВЕТ_____________________________________________________________

Пользуясь таблицей 1, определи, скольким мальчикам нравится фантастика и скольким девочкам нравится читать о животных. Результат запиши в таблицу 2.

ОТВЕТ____________________.

Пользуясь таблицей 1, определи, скольким мальчикам нравится читать о животных и скольким девочкам нравится читать о детях. Результат запиши в таблицу з.

Запиши оба числа подряд без дополнительных знаков.

ОТВЕТ____________________.

МПУ диаграммы

Задание 1 .Андрей спросил у 10 одноклассников, какие книги им нравятся больше всего.

Результаты опроса он занёс в таблицу 1 , отмечая каждый ответ знаком

"+".

О животных

О детях

Фантастику

Настя

Юра

Оля

Андрей

Дима

Максим

Света

Варя

Маша

Даша

Какая диаграмма полностью соответствует таблице?

Задание 2 .Вертолёт летел со скоростью 200 км/ч и пролетел 1000км. Поезд ехал со скоростью 120 км/ч и проехал 840 км. Теплоход двигался со скоростью 80 км/ч и прошёл 400 км, а пешеход шёл со скоростью 5 км/ч и прошёл 15 км. Сколько времени каждый из них был в пути. Построй диаграмму.

Составь для одноклассников 3 вопроса к этой диаграмме.

МПУ классификация

  1. Вспомни какие части речи ты изучал. Заполни таблицу, которая называется «Части речи» (запиши в первой строке таблице), названия частей речи (вторая строка), примеры слов(третья строка)

Радость, горестный, имя прилагательное, ходьба, глагол, чернеть, весёлая, имя существительное, погостит.

  1. Вспомни тему имя прилагательное. Заполни таблицу, которая называется «Имя прилагательное» (запиши в первой строке таблице), какие бывают имена прилагательные (вторая строка), примеры слов(третья строка)

Добродушный, жадная, скользкое, низкий, ранняя, вечернее.

  1. Вспомни тему глагол. Заполни таблицу, которая называется «Глагол» (запиши в первой строке таблице), какие бывают глаголы (вторая строка), примеры слов(третья строка)

Шумит, будем гулять, постирал, болеешь, веселились, зажурчат

  1. Вспомни уроки окружающего мира. Заполни таблицу «Царства природы»(запиши в первой строке таблице), названия царств (вторая строка), примеры слов(третья строка)

Растения, подорожник, тюлень, подосиновик, животные, грибы, кедр, кузнечик, мухомор.

  1. Вспомни уроки окружающего мира. Заполни таблицу «Природные ископаемые»(запиши в первой строке таблице), группу полезных ископаемых (вторая строка), примеры (третья строка)

Горючие, глина, нефть, торф, строительные, железная руда, гранит, песок, рудные, известняк.

  1. Вспомни уроки окружающего мира. Заполни таблицу «Растениеводство»(запиши в первой строке таблице), названия отраслей (вторая строка), примеры (третья строка)

Подсолнечник, роза, абрикос, просо, пион, яблоня

Задание Раздели указанных животных на группы по способу их питания, заполни таблицу:

Слон, крокодил, комар, блоха, карп, орел, медведь, кузнечик.

Комментарий. Проверяется умение классифицировать объекты природы по существенному признаку – способу питания.

МПУ Сравнение фигур

Матвей сравнил две фигуры. Результаты сравнения он записал в таблицу.

Вопросы для сравнения

Это плоская или объёмная фигура?

плоская

плоская

Являются ли эти фигуры четырёхугольниками?

четырёхугольник

четырёхугольник

Есть ли у этих фигур прямые углы?

Прямые углы есть

Прямых углов нет

На основании таблицы сделай вывод о сходстве или различии этих фигур.

Какой из четырёх вопросов можно использовать для сравнения этих фигур?

  1. Как зависит площадь прямоугольника от его сторон?
  2. Какого цвета эти фигуры?
  3. Как построить прямоугольник без линейки?
  4. Какие углы у белого четырёхугольника?

Придумай и запиши для сравнения фигур. Два вопроса должны отражать сходства этих фигур, два других-отличие.

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

МПУ Работа с текстом. Сравнение.

УЖ

Это крупная змея, со средней длиной тела 80-90 см, однако встречаются и особи около полутора метров в длину. Верхняя часть тела змеи оливковая, бурая, черная или серая, с большими оранжевыми пятнами, которые располагаются на границе шеи по бокам головы. Обитает уж чаще всего по берегам стоячих и текучих водоемов, включая морские побережья и рисовые поля. Очень хорошо ныряет и плавает, ужа часто можно встретить далеко в море. В горы может подниматься на высоты до 2000-2500 метров над уровнем моря. В качестве укрытия использует кучи камней и хвороста, пустоты под корнями, норы грызунов. Также его можно встретить и поблизости от человеческого жилья. Пик активности обыкновенного ужа приходится на период с марта по ноябрь. Питается эта змея в большей степени земноводными, а так же ящерицами и редко рыбой. Так же в пищу может пойти и небольшие птицы и млекопитающие, причем не важно кто станет обедом для змеи. Кто бы это ни был, он будет проглочен живьем. Одна самка откладывает в среднем от 4 до 40 вытянутых крупных яиц. Молодняк появляется на свет в августе-сентябре.

ГАДЮКА

Обыкновенная гадюка - самая распространенная ядовитая змея в средней полосе России. Чаще встречается в смешанных лесах, на полянах, болотах, заросших гарях, по берегам рек, озер и ручьев. После зимовки появляются на поверхности земли обычно в апреле - мае. Летом убежищами для гадюк служат норы различных животных, пустоты в гнилых пнях и между камнями, кусты, копны сена, слежавшиеся завалы отмершей травы. Обыкновенная гадюка относительно небольшая змея длиной до 75 см, на севере и в центральной полосе замечены экземпляры длиной до 1 м. Общим свойством окраски можно считать только то, что по некоторому фону вдоль спины тянется полоска, которая обычно имеет вид зигзага. Как правило, полоска темнее фона. Гадюка яйцеживородяща. Потомство рождается в августе. Молодые гадюки рождаются длиной 17 см и уже ядовиты.

Питаются преимущественно мелкими грызунами, лягушками, насекомыми. При встрече с человеком змея, как правило, пытается скрыться.


Белая куропатка относится к семейству тетеревиных . Распространена в северной части Евразии и Северной Америки. Для этих географических широт характерны долгие, морозные и многоснежные зимы.Ведут кочующий образ жизни По окраске зимой птицы обоего пола белые и неотличимы друг от друга. Самка летом сплошь рыжего цвета. Места гнездования куропаток обычно расположены в зарослях вереска и на моховых болотах. Белые куропатки -птицы, ведущие дневной образ жизни. Ночь они проводят в надежном укрытии среди кочек низкорослой травы и кустиков, а зимой спят, зарывшись в рыхлом снегу. Свою пищу - главным образом побеги низких кустарничков - птицы собирают на земле, неспешно передвигаясь мелкими шажками. По-хозяйски оценивая высоту, возраст и качество растений, они выбирают самые сочные, богатые витаминами стебли, листья, цветки и семена. Осенью их рацион дополняется спелыми ягодами, а летом - насекомыми. Белая куропатка придирчиво выбирает место для гнезда, которое должно быть надежно скрыто в зарослях. Выкопав в земле ямку, самка заботливо выстилает ее сухими травинками, а когда гнездо готово, приступает к откладке яиц - по одному через каждые 36-48 часов. Чаще всего самки откладывают 8 - 11 яиц.

Белая сова – птица семейства совиных. Взрослые птицы окрашены в снежно-белый цвет с буроватыми пестринами различных размеров или с бурыми поперечными полосками. Количество бурых пятен варьирует в широких пределах у разных особей. Самцы обычно светлее самок, иногда совсем белые. Распространена в северной части Евразии и Северной Америки. Это кочующие птицы.
Гнездятся белые совы на земле. Активны они круглые сутки. Будучи хищниками, они держатся обособленно, живут одиночно. Основной пищей белых сов являются лемминги и различные птицы, их птенцы и яйца. Если леммингов в тундре мало, белые совы нападают на молодых и слабых песцов.
Как такового гнезда белые совы не строят, и откладывают яйца прямо на землю в ямку, безо всякой выстилки. Обычно в кладке 4-7 яиц.

Белая куропатка

Белая сова

Семейство

Образ жизни

Места обитания

Места гнездования

Количество яиц в кладке

Питание

№1.Известно, что костяника – многолетнее травянистое теневыносливое растение. Выберите из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают данные признаки этого растения и обведите соответствующие номера.

1. Костяникой любят лакомиться птицы и мелкие животные.

2. Растение имеет одревесневший ствол и мощную корневую систему.

3. У костяники прямой зеленый стебель, тройчатые листья и белые цветки.

4. В первый год растение образует розетку листьев. На следующий год на зе-леных стеблях образуются цветки, а затем семена, после чего растение по-гибает.

5. Лучше всего растёт в лиственных и сосновых лесах под плотными кронами деревьев.

6. В народной медицине отвар листьев и стеблей применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

7. В первый год после прорастания семян образуется только розетка листьев. В последующие годы растение цветёт, образует плоды и семена. На зиму надземная часть отмирает, а весной листья отрастают вновь.

8. Встречается на открытых солнечных местах по опушкам и на лугах.

ОТВЕТ_________________________

№2 Ласточка – мелкая изящная птичка. Летает ласточка стремительно, ловко и очень редко опускается на землю. Оперенье у ласточки на спинке чёрное, а на брюшке и возле хвоста белое. Грудь широкая, шея недлинная, голова плоская. Крылья длинные и заостренные, а хвост раздвоенный или имеет выемку посередине. Ноги недлинные, с длинными тонкими пальцами.Гнезда ласточки строят, прикрепляя их снаружи постройки, при этом в непосредственной близости друг от друга свои гнезда строят сразу несколько пар. Ласточки являются насекомоядными – свой корм они ловят прямо на лету и за сезон ласточка уничтожает большое число насекомых. Из перечня утверждений выберите только те, в которых говорится о поведении ласточек, и обведите соответствующие номера.

1. Насекомых ловит в полете.

2. Хвост раздвоенный или имеет выемку посередине.

3. Много летает и редко опускается на землю.

4. Ласточка полезная для человека птица.

5. Несколько пар ласточек строят гнезда рядом.

6. У ласточек пальцы на ногах длинные и тонкие. ОТВЕТ_________________________


(Rubus saxatilis) — многолетнее травянистое растение семейства розовых (Rosaceae).

Общая характеристика

95-35 см высотой с крепким горизонтальным корневищем. Образует лежащие вегетативные и прямостоячие генеративные побеги.

Стебель и черешки листьев мохнато-опушенные с тонкими прямыми шипами.

Листья очередные, тройчатые, длинночерешковые с обеих сторон зеленые, снизу более светлые, сверху розсияноволосисти, снизу густоволосисти. Их листочки яйцевидно-ромбические, на коротких черешках, по краю надризанозубчасти, с клиновидной основой. Прилистники нижних листьев овальные, пленочные, стеблеобъемлющие, верхних — ланценти, свободны.

Цветки собраны в верхушечные зонтиковидные или щитовидные соцветия из трех — десяти цветов. Цветки правильные, вильнопелюсткови, с двойным околоцветником. Чашечка пятираздельная, при плодах отогнута вниз, доли ее ланцетные, шиловидные, заостренные. Лепестки белые (6-7 мм длиной), линейно-продолговатые. Тычинок много, пестиков от одной до шести.

Плод — сложная костянка, состоит из одного — шести красных, сочных плодиков.

Растет в хвойных, смешанных, реже лиственных лесах. Теневыносливое растение. Цветет в мае, плоды созревают в июле.

Распространена конечно во всех лесных, реже лесостепных районах, в Степи — только по долинам крупных рек. Запасы сырья незначительны, промышленная заготовка не ведется.

Практическое использование

Пищевая, витаминозное, лекарственное растение. Плоды употребляют в пищу свежими и сушеными. Из них готовят квас, сок, морс, кисель, варенье, сироп, желе. В плодах месятся углеводы, органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, витамины С и Е.

В народной медицине костянику используют от различных заболеваний: желудочно-кишечных, простудных, женских; при почечнокаменной болезни, а также от грыжи, геморроя, при нарушении обмена веществ.

Отваром растение с корневищем моют голову для лечения сербореи и для улучшения роста волос.

Сбор, переработка и хранение

Собирают плоды в сухую погоду вручную, складывают в небольшие корзины. В домашних условиях моют, сортируют и перерабатывают на квас, варенье, джем. Сушат в печах при температуре 45-55 °. Высушенные плоды упаковывают в бумажные мешки или ящики, выстланные бумагой, и хранят в сухих прохладных помещениях.

В качестве объектов для выбора общих классификационных признаков учащимся предлагались группы растений, животных, веществ или явлений природы. При этом все предлагаемые объекты и их основные признаки изучались на уроках окружающего мира. Ниже приведен пример одного из таких заданий.

Пример 3.

Для каждой из групп явлений природы из первого столбца подберите из второго столбца признак, по которому эти явления можно объединить в группу.

Запишите в ответ выбранные цифры.



А

Б

Правильный ответ: 5 2 , 4 0% выполнение, при этом частично верно выполнили, получив 1 балл, – 33% , полностью (2 балла) – 23%.
В этой группе заданий результаты выполнения различались незначительно, но все же наиболее сложным оказалось для пятиклассников выделение общих признаков для группы явлений, а самым простым – та же операция для животных. В целом с учетом формы предлагаемых заданий можно говорить о сформированности данного умения.

Для проверки общелогического умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков в диагностические тесты были включены задания, в которых был дан список утверждений, описывающих данный объект (в трех вариантах – растения или животные, а в одном варианте – известная учащимся процедура закаливания). Учащиеся должны были выделить из общего списка признаков только существенные, которые описывали бы указанные признаки этого объекта. Всего предлагалось 8 утверждений, нужно было сделать выбор трех правильных признаков. Ниже приведен пример одного из таких заданий.

Пример 4

Известно, что костяника – многолетнее травянистое теневыносливое растение .

Выберите из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают данные признаки этого растения и обведите соответствующие номера.

1. Костяникой любят лакомиться птицы и мелкие животные.

2. Растение имеет одревесневший ствол и мощную корневую систему.

3. У костяники прямой зеленый стебель, тройчатые листья и белые цветки.

4. В первый год растение образует розетку листьев. На следующий год на зеленых стеблях образуются цветки, а затем семена, после чего растение погибает.

5. Лучше всего растёт в лиственных и сосновых лесах под плотными кронами деревьев.

6. В народной медицине отвар листьев и стеблей применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

7. В первый год после прорастания семян образуется только розетка листьев. В последующие годы растение цветёт, образует плоды и семена. На зиму надземная часть отмирает, а весной листья отрастают вновь.

8. Встречается на открытых солнечных местах по опушкам и на лугах.
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Правильный ответ: 3 5 7 , выполнение составило 25% , при этом частично верно выполнили, получив 1 балл, – 33% , полностью (2 балла) – 9%.
Чтобы сделать верный выбор признаков, учащиеся должны были понять, что эти признаки описывают костянику как многолетнее, травянистое теневыносливое растение (эти понятия даются на уроках окружающего мира и уровень их усвоения немаловажный фактор успешности выполнения данного задания). По сути, задание требует раскрытия на частных примерах обобщенного понятия, изученного на уроках. Например, пункт 7 задания описывает многолетнее растение, а пункт 5 – теневыносливое растение.

Больше всего ошибок было связано с выбором утверждений, не подходивших под заявленные для отбора понятия, например, в приведенном выше примере – утверждение 1.

В целом эта группа заданий выделяется как вызвавшая наибольшие затруднения. Можно рекомендовать учителям включать в текущий контроль задания на усвоение обобщенных понятий через раскрытие их в частных признаках тех или иных объектов.

Умение сравнивать объекты проверялось заданиями с развернутым ответом на основе текста. Все необходимые для сравнения признаки объектов при этом описывались в тексте. Учащимся необходимо было самостоятельно выделить четыре признака для сравнения указанных объектов, выделив при этом два сходных и два отличных признака. В заданиях не требовалось формулировать вывод для сравнения, то есть не затрагивалась операция сравнения в целом с учетом обобщения информации по отдельным признакам. Пример одного из заданий приведен ниже.


Пример 5

Прочитайте описание двух природных явлений.


Изморозь – это образующиеся в морозную туманную погоду и при слабом ветре отложения ледяных кристаллов на тонких длинных предметах – ветвях и сучьях деревьев, проводах. Капельки тумана застывают, образуя на предметах сплошной ледяной покров. Выглядит это чрезвычайно красиво, придаёт лесу или парку поразительную нарядность.

И
ней
– это очень мелкие кристаллики льда, похожие на крошечные снежинки, которые покрывают рыхлую почву, стёкла окон, шероховатые стены дома, скамейки. Иней представляет собой красивые белые ледяные пятна с причудливыми узорами тропических листьев или цветов. Он образуется в морозные ясные ночи и при слабом ветре из содержащихся в воздухе паров воды.

Сравните изморозь и иней. В ответе укажите два признака, одинаковых для обоих явлений природы, и два признака, по которым они отличаются друг от друга.


Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С3, и отметив, какие признаки являются сходными, а какие – различными.
Выполнение этого задания составило 29%, при этом частично верно выполнили, получив 1 балл – 35% , полностью (2 балла) – 11%. Число баллов, полученных учащимися за выполнение задания, определялось количеством найденных ими верных признаков для сравнения двух объектов. Большинство учащихся смогли успешно выделить по два признака для сравнения, при этом отличительные признаки оказываются традиционно более простыми, чем сходные. Увеличение числа правильно выбираемых признаков оказалось в существенной зависимости от характера сравниваемых объектов.

Так для двух растений или двух аквариумных рыбок выделили все четыре признака в среднем около 30% учащихся, для двух полезных ископаемых – 19%, а для природных явлений (см. пример 5) – лишь 11 %.

При выделении признаков для сравнения учащиеся предпочитали использовать собственные имеющиеся знания об объектах, а не ту информацию, которая была предложена в тексте, что свидетельствует о непонимании способа выполнения задания.
Работа с моделями проверялась группой заданий на материале русского языка. Пример такой группы приведен ниже.
Пример 6.

6.1. При разборе слова по составу части слова обозначаются так:
¬ – приставка, – корень, – суффикс, ¨ – окончание.

Выберите схему, которая соответствует слову ПОДСКАЗКА.

6.2 . С1. (1 балл – 17%, 2 балла – 32%)

Придумайте имя существительное множественного числа,

которое соответствует схеме ¬ ¨ .

Запишите на обратной стороне бланка тестирования и разберите по составу это слово, предварительно указав номер задания – С1.

Результаты выполнения заданий показывают, что с заданием на выбор схемы разбора слова по составу для указанного слова пятиклассники справились очень хорошо (89%). Выполнение задания с развернутым ответом составило 40%. Успешно справились с заданием только 32% тестируемых учащихся, выполнив два условия:


  • подобрали имя существительное множественного числа (в ответах нередки были и глаголы, и прилагательные, о множественном числе также забывали многие);

  • подобранное слово отвечало схеме разбора слова по составу.
Удивляло и «богатство» лексики пятиклассников, конструировавших иногда слова, не употребляемые в русском языке.

Как видно из таблицы 5 самые низкие результаты учащиеся 5-х классов продемонстрировали при выполнении заданий на проверку умения ориентироваться в разнообразии способов решения задач, которое в данном тесте проверялось на базе математики. В данных заданиях необходимо было не просто решить задачу, но и использовать данные из таблицы, т.е. умение работать с графической информацией являлось неотъемлемой частью успешности выполнения этих заданий. Учащиеся должны были вычленить взаимосвязь между информацией, представленной в разных столбцах таблицы, выбрать способ решения задачи (отличающийся от известных им алгоритмов) и продемонстрировать понимание, проведя соответствующий расчет. Вероятность математической ошибки в расчетах снижалась, так как учащимся во время тестирования разрешалось пользоваться калькулятором. К сожалению, лишь треть пятиклассников смогла полностью справиться с этими заданиями, при этом большинство ошибок связано именно с неверным выбором способа решения.


3. Работа с информацией

В работу для стартовой диагностики было включено 3 задания, проверяющих данную группу умений. Одно из заданий контролировало умение выбирать примерное содержание книги по ее названию, а два задания – работу с табличной информацией. При этом задания на понимание табличной информации и преобразование таблицы в столбчатую диаграмму осложнялись использованием дополнительных вычислительных операций. В таблице 6 приведены средние проценты выполнения соответствующих групп заданий пятиклассниками.

Таблица 6


Ниже приведен пример заданий на работу с табличными данными, который вызвал наибольшие затруднения.

Пример 7

Мальвина открыла прачечную. Стоимость электроэнергии, которая потребляется прачечной, зависит от дня недели и времени. В таблице приведена стоимость электроэнергии за 1 час при условии, что непрерывно работает одна стиральная машина.

7.1. В прачечной Мальвины во вторник с 9.00 до 17.00 работала одна стиральная машина. Сколько должна заплатить Мальвина за электроэнергию за этот день?
Правильный ответ: 56 фунтиков (39%).
7.2. На какой диаграмме верно отражены денежные траты Мальвины, если в пятницу у неё непрерывно работало каждый час по две стиральных машины с 11.30 до 16.30, а в субботу каждый час работала только одна стиральная машина – с 19.00 до 23.00?


1)

Правильный ответ – 52%


2)



3)



4)


В первом задании учащиеся испытывали явные затруднения не столько с выявлением информации из таблицы, сколько с подсчетом числа часов работы стиральной машины. Во втором задании основная ошибка состояла в том, что пятиклассники забывали учесть работу двух стиральных машин в пятницу и выбирали третий ответ (22%) вместо верного первого ответа.

В целом можно отметить достаточный уровень сформированности умений по работе с информацией, рекомендовав при этом чаще использовать на уроках математики контексты, связанные с практико-ориентированными ситуациями.
4. Читательские умения

Таблица 7



Проверяемые умения

Средний процент

выполнения


1. Определение основной темы текста

60%

2. Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде

66%

3. Составление простого плана к тексту

64%

4. Формулировка выводов по содержанию текста

66%

5. Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде

57%

6. Нахождение в тексте примеров, поясняющих смысл неизвестных слов

Элементарное обоснование высказанного суждения



54%
37%

7. Формулирование простых оценочных суждений на основе текста

25%

Работа с текстом

53%

По результатам диагностики можно говорить о сформированности у выпускников начальной школы умений выделять основную тему текста, делать простые выводы по содержанию текста, восстанавливать план текста и отвечать на вопросы, требующие поиска явно заданной информации. Для всех этих умений результаты выполнения заданий превышают 60%.

В среднем половина выпускников начальной школы (54%) продемонстрировали умение самостоятельно объяснять значение неизвестных слов (или выражений), опираясь на содержание текста. Здесь наибольшие затруднения вызвали задания, в которых предлагались слова, одно из значений которых часто употребляется в обыденной речи, но в тексте это слово имеет другое значение. Пример одного из таких заданий приведен ниже.
Пример 8 (текст «Не растерялся»)

При чтении вам встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение в этом тексте вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.


СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1)

порог

А)

нижняя часть дверного проёма

берёста


Б)

каменистое поперечное возвышение дна реки, затрудняющее её течение

В)

верхний слой коры у берёзы

Г)

одно из устаревших названий берёзы

Укажите верный ответ.


1)

БГ

2)

АВ - 47%

3)

БВ- 21%

4)

АГ

В тексте слово «порог» встречается в значении речного порога, что и необходимо было отметить. Однако ответ №2 (АВ), в котором слово «порог» трактовалось в привычном обыденном смысле, встречался чаще, чем правильный ответ №3 (БВ).


Самый низкий в этой группе показатель выполнения заданий с развернутым ответом (последнее задание в тесте). В двух вариантах в этих заданиях требовалось выбрать из трех указанных пословиц ту, что наиболее точно отражала главную мысль текста, и привести обоснование своего выбора. Ниже дан пример одного из таких заданий.

Пример 9 (текст «Не растерялся»)

С6. (1 балл – 28%, 2 балла – 16%)

Какая из приведенных ниже народных пословиц наиболее точно отражает главную мысль текста?

Укажите номер пословицы, которую вы выбрали. Объясните, почему.


Выбрать пословицу «Кто ищет, тот найдет» как верный вариант ответа и дать связанное обоснование удалось только 16% учащихся. 28% пятиклассников выбрав правильно пословицу, не могли обосновать свой выбор.

Многие учащиеся за верный вариант ответа принимали пословицу «Как аукнется, так и откликнется», как, вероятнее всего, более знакомую им.

В двух других вариантах эти задания содержали вопрос по предложенному тексту, на который нужно было привести связное обоснование утверждения из 2-3 предложений, за что выставлялись два балла. Ниже приведен пример такого задания.
Пример 10 (текст «Чудо- остров»)

Как вы думаете, почему случилось это чудо, и Алёша с отцом нашли так много ядрёных подосиновиков?


Предполагалось, что из текста ученики поняли, с какой целью Алеша с отцом, преодолевая трудности пути, оказались на острове. Ответ мог содержать утверждение «Они пробрались на остров, чтобы порадовать маму красивыми ветками. Природа наградила их». (Конечно, допускались другие формулировки, не искажающие смысла). Полностью обоснованный ответ (2 балла) дали 8% учащихся, частично (1 балл) - 16%. Во многих случаях обоснование давалось в виде отрывочных фраз или суждений или вообще отсутствовало.

Для успешного формирования умения давать оценочные суждения необходимо на уроках при работе с текстом обязательно обсуждать с учащимися понимание авторской позиции, формировать умение высказывать собственные оценочные суждения, сопоставлять позицию автора с собственной точкой зрения, акцентировать внимание на языковых особенностях и структуре текста и т.п.

Сравнительный анализ овладения метапредметными умениями

учащимися с разным уровнем школьной успеваемости
Для характеристики учебных достижений участников стартовой диагностики по метапредметным умениям так же как и в предыдущие годы использовался уровень школьной успеваемости, определяемый по средней школьной оценке по четырем предметам (таблица 8).

Семейство розовые

Или Костяника каменистая - многолетнее растение-медонос; вид рода Rubus (Малина) , пищевое а также лекарственное растение.
Многолетнее травянистое растение (15-35 см высотой) с хорошо развитым ползучим корневищем, от которого отходят прямостоячие цветоносные и стелющиеся вегетативные побеги. Стебли и черешки листьев с тонкими, прямыми шипиками и отогнутыми волосками. Листья большие, очередные, с прилистниками, длинночерешковые, тройчатые; отдельные листочки их яйцевидно-ромбические, по краю надрезанно-зубчатые. Цветки правильные, с раздельнолепестным 5-членным двойным околоцветником, собранные по 3-10 в зонтиковидные или кистевидные соцветия. Чашелистики, остающиеся при плодах, отогнутые вниз; лепестки белые (6-7 мм длиной). Плод - сложная костянка, состоит из 1-6 ярко-красных довольно крупных плодиков, слегка соединенных друг с другом, с крупными, морщинистыми косточками. Теневыносливое, морозостойкое растение; реагирует на изменение погодных условий. Листья к дождю распрямляются, к жаре - скручиваются в трубочку.
Растет в хвойных и смешанных лесах в лесных, реже лесостепных районах. В плодах костяники содержатся углеводы, органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, много аскорбиновой кислоты, что и обусловливает их пищевое использование. Плоды сочные, кисло-сладкие, приятные и нежные на вкус, напоминающие вкус гранат, их едят свежими и сушеными. Из них готовят варенье, кисели, компоты, джем, желе, а также квас, соки, сиропы, безалкогольные напитки. Ягоды можно заготовлять на зиму засыпая сахаром, а также высушивая, стерилизуя или замораживая. Размолотые семена, отделенные от мякоти - хорошая приправа к мясным блюдам.
Растение используют как лекарственное в народной медицине. Ягоды охотно поедают лесные птицы. Плоды собирают вручную в сухую погоду, складывая их в небольшие корзинки. После сортировки, удаления посторонних примесей ягоды сушат в печах или сушилках при температуре 45-55 °С. Костяника размножается вегетативно, ползучими побегами. Растение перспективно для ввода в культуру.
Плоды костяники содержат углеводы, органические кислоты, аскорбиновую кислоту и жир. В листьях найдены флавоноиды, аскорбиновая кислота, кумариновые производные, дубильные и другие вещества. Наибольшие количества биологически активных веществ обнаружены в сырье июньского и августовского сбора.
Препараты костяники обладают мочегонным, потогонным, противовоспалительным и противомикробным действием.
Морс и сироп из ягод костяники рекомендуют употреблять при лихорадке.
Отвары травы и листьев эффективны при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, желчного и мочевого пузыря, мочевыводящих путей, а также при геморрое, женских болезнях и затрудненном дыхании.
Для приготовления отвара травы и листьев 1 столовую ложку сырья заливают 1½ стаканами горячей воды, кипятят в закрытой эмалированной посуде на водяной бане 30 мин, остужают 10 мин, процеживают, отжимают и доводят объем кипяченой водой до исходного. Принимают по 2 столовые ложки 3 раза в день за 20 мин до еды.
В.В. Телятьев (1976) приводит весьма интересные сведения об использовании листьев костяники. В Забайкалье их отвар с успехом применяют при испуге, заикании и эпилепсии. Для указанных целей берут листья, пораженные грибковыми заболеваниями (с бурыми и буро-ржавыми пятнами), быстро сушат и готовят отвар из расчета 10–20 г сырья на 1 стакан кипятка. Принимают по 1 столовой ложке 3–4 раза в день за 20 мин до еды.
Иногда делают настойку на 40 %-ном спирте или водке в соотношении 1:10, выдерживая в теплом месте 15 дней и периодически взбалтывая. Принимают по 30–40 капель 3 раза в день за 20 мин до еды, запивая водой. В том и другом случае курс лечения 7-10 дней.

Литература: , Л.В. Пастушенков, А.Л. Пастушенков, В.Л. Пастушенков. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и быту. - Ленинград: Лениздат, 1990.

Костяника относится к семейству розоцветные, является многолетним и травянистым растением, может достигать высоты до 20 см, стебельки и побеги покрываются небольшими колючками. Стебли, на которых появляются ягоды, являются прямыми. В июне можно заметить небольшое белое соцветие, которое имеет от 3-х до 6 цветков. Плоды появляются уже на осень. Ягоды костяники отличаются своей сочностью, имеют ярко-красный цвет, вкус чуть-чуть кисловатый, чем-то напоминает . Какими полезными свойствами обладает данный вид растения?

Описание костяники

Встретить данное растение можно в лесах как хвойного, так и смешанного типа, очень редко степи и лугах. Чаще всего костяника характерна для опушек леса, полян Дальнего Востока, Сибири, встречается в России, только в европейской части.

Ягоды костяники широко используются, как в лечебных целях, так и кулинарии. С нее можно готовить разнообразные десерты, часто ее падают с сахаром, медом, молоком и сливками. Эта ягода подходит для приготовления вкусных киселей, сиропа, кваса, мусса и желе.

С листьями костяники можно заваривать вкусный чай, напиток будет отличаться вкусным ароматом, будет иметь красно-коричневый цвет. Для сохранения ягод свежими, нужно обязательно добавлять в них сахара, таким способом они сохранят свои полезные свойства.

Полезные свойства костяники

Полезны в равной мере и плоды, и листья костяники. В состав листьев входят алкалоиды, дубильное вещество, также жизненно необходимые микроэлементы – медь, цинк, железо, марганец. В них содержится аскорбиновая кислота, рутин, флавоноиды. Особенно полезны ягоды, они в своем составе имеют дубильное, пектиновое вещество, углеводы, сахар, токоферол, фитонциды и, конечно же, органические кислоты.

Народная медицина любит это растение, потому широко использует его в разных целях. С листьев растения готовят специальные отвары, ягодный сок. Это отличное антицинготное и протистоцидное средство, потому очень важно пить сок с приготовленных ягод. Особо важно его пить людям, которые страдают анемией, малокровием. С помощью его можно улучшить обмен веществ, он помогает очистить организм от токсинов, укрепить сосудистые стенки, уменьшить уровень .

Применение костяники

При себорее и кожных заболеваниях головы хорошо использовать листья костяники. Чтобы приготовить отвар, нужно взять 3 столовых ложки листьев, предварительно измельчить их, 400 мл кипятка. Запарить листья, нагреть на водяной бане. С помощью мытья головы можно избавиться от кожного зуда, омертвевших клеток, тканей.

Настои с костянки помогут избавиться от сердечной боли, простуды и цистита.

Если заболевание сопровождается повышенной температурой тела, нужно съесть несколько плодов костяники, они имеют жаропонижающие действие.

При подагре, ревматизме особо полезными являются примочки на основе листьев костяники. Их хорошо можно приложить на глаза, если они покраснели или воспалились.

Настой с костяники помогает избавиться от , успокаивает центральную нервную систему. Сибирская медицина использует костянику для противомикробных, потогонных, мочегонных и противовоспалительных препаратов.

Отвар с листьев костяники является отличным средством при проблемах с желудочно-кишечным трактом, воспалительном процессе в сосудах, подагре, онкологии. За счет высокого содержания витамина С, костяника лучшее средство при авитаминозе, простуде и .

Для укрепления сосудов пьют сок с ягод костяники.

Листья костяники помогают избавится от . Народные целители Забайкалья используют их при лечении эпилепсии, испугу. Для этого они тщательно готовят их, выбирают только те, которые покрываются бурыми пятнами, высушивают и обязательно настаивают.

Лечебные рецепты на основе костяники

1. Отвар с листьев костяники, нужно взять 1 ст.л. мелких листьев, засыпать их в 200 мл стакан, в который налита горячая вода. Прокипятить 10 минут данную смесь. Выпивать по 1 ст.л. до 4-х раз в сутки.

2. Настойка на основе листьев костяники. Для нее потребуется 50 грамм листьев; пол-литра водки, настаивать в темном месте до одного месяца. Принимать до 3-х раз в сутки по 1 ч.л. в день.

3. Полезным и вкусным рецептом является костяника со сливками и сахаром, можно добавлять ее в молоко с медом.

4. Костяника хорошо подходит для разнообразных компотов, джема, варенья и даже вина. Блюда с не отличаются насыщенным цветом и необычным вкусом.

5. Хорошо костянику добавлять в морсы, сок, квас, сироп, мусс, приправы.

6. Длительно хранить костянику можно только в том случаи, если ее заморозить или перетереть с сахаром, затем ее зимой можно добавлять в чай при простудных заболеваниях, гриппе.

7. Кисель с костяники, нужно взять 100 гр сахара, 40 гр крахмаля, литр воды, 200 мл костяники.

8. В жаркое время вас обязательно порадует такой охлаждающий напиток с костяники, чтобы его приготовить нужно взять 4 ст. плодов, 200 грамм сахара, 10 грамм дрожжей, 3 литра воды. Сначала нужно приготовить отвар с костяники, когда он охладится добавить дрожжи. Такой напиток очень полезен для желудочно-кишечного тракта.

Таким образом, костяника – это очень полезное растение, которое помогает при многих заболеваниях. Потому его рекомендуется заготавливать на зиму, особенно полезными считаются листья и ягоды, в своем составе они имеют множество веществ – фитонциды, пектин, флавоноиды, алкалоиды, рутин, жизненно важные микроэлементы. На основе костяники можно приготовить много разных вкусных и полезных блюд, напитков, особенно цениться чай с листьев костяники, его применяют в разных целях. Настои, отвар, настойки помогают излечить разнообразные заболевания внутренних органов человека. Потому данный вид растения является ценным и на него стоит обратить свое внимание!