Картина коллажа история создания. Основные типы и стили коллажей. Что нужно знать об оформлении коллажа

Фотоальбомы имеются практически в каждом доме, этим уже не удивишь никого. А вот если взять фотографии из этого фотоальбома, сделать из них коллаж и украсить стены своей квартиры – это уже будет выглядеть оригинально.

В переводе с французского коллаж обозначает наклеивание. В древности это был самый популярный способ украсить свой дом. Люди наклеивали на стену самые различные материалы – кусочки бумаги, картинки, ткань, и т.д. и выглядело это довольно красиво.

Особо такое искусство создание коллажа применялось в Китае и об этом свидетельствуют многочисленные раскопки. Китайцы создавали прекрасные коллажи из камней и сухоцветов. В 20 веке во всем мире было принято украшать свои дома таким способом. Даже известный художник Пабло Пикассо использовал коллажи в своих работах, он наклеивал на них газетные вырезки. А с развитием фотографии люди стали делать коллажи из них и вешать на стену.

Сейчас многие дизайнеры взяли данную идею на вооружение и воплощают ее в украшении помещения. На поверхности стены они пытаются наклеить разный материал, таким образом, чтобы это выглядело красиво и завораживало. Вы можете сами изготовить его, узнав, как сделать фотоколлаж своими руками. Рассмотрим некоторые интересные идеи.

Бумажный фотоколлаж

Такой коллаж своими руками из фото может составить любой человек, даже если ваша основная деятельность никак не связана с миром искусства.

Прежде, чем вы приступите к созданию своего собственного коллажа, вам необходимо будет выбрать тему и подходящие к ней снимки. Тема может быть посвящена значительным событиям в вашей жизни – свадьба, выпускной, рождение ребенка, отдых в другой стране, студенческие годы, и т.д. Желательно, чтобы ваши снимки рассказывали какую-либо историю из вашей жизни.


Подберите фотографии, связанные с вашим событием, они должны быть хорошего качества, нравится вам, вызывать приятные воспоминания. Количество фотографий должно быть кратным. Вам необходимо будет составить красивую композицию из всех этих фотографий. Уделите этому особое внимание, ведь создание композиции определит всю вашу работу, от нее будет зависеть привлекательный внешний вид.

Вы будете приклеивать фото на подложку. В качестве подложки вы можете выбрать обычную фоторамку или лист фанеры, пластика, картона. Вам нужно будет погонять ваши фотографии по размеру подложки, обрезав их. Для прикрепления снимков к подложке, подготовьте либо двухсторонний скотч, либо липучки. Рамки ваших основ вы можете красиво обклеить подручным материалом – ракушками, спичечными коробками и другими вещами.


Если вы используете простую рамку, то подумайте, как вы будете прикреплять к стене. Вам необходимо будет сзади прикрепить резинку с помощью степлера или вбить туда маленькие гвоздики.

Если вы покроете фотографии слоем декупажного клея, то вы защитите их от образования на поверхности пыли. Дождитесь, когда клей полностью высохнет. Повесьте ваши снимки на стену, согласно вашей задумки. Для вдохновения посмотрите приведенные ниже фото примеров. И ваш коллаж из фотографий, вызывающий приятные воспоминания, готов!


Оригинальная форма

Вы можете не просто расположить ваши фотографии в форме геометрической фигуры, а сделать это более оригинально. Например, фотографии, посвященные свадьбе, расположите в форме сердца, снимки отпуска в форме солнечных очков, а снимки дня рождения в виде буквы имени именинника, фотографии вашего домашнего питомца в форме животного.


Для того чтобы сделать такую форму, необходимо сделать разметку на стене. Необходимо вписать фотографии таким образом, чтобы не оставалась никаких пустот, без слишком сильного нахлеста фотографий. Ламинирование фотографий поможет придать вам более привлекательный внешний вид вашей композиции. Если вы еще сделаете некоторую подсветку вашему коллажу, то это будет смотреться действительно великолепно.




Коллаж спичечными коробками

С помощью спичечных коробок можно создать действительно привлекательную вещь. Узнаем, как сделать коллаж своими руками из спичечных коробков.

Соберите несколько спичечных коробков, склейте их вместе на основу, чтобы получилась геометрическая форма. Чтобы все получилось, вам необходимо сначала составить эскиз будущей работы. В эскизе должны быть прописаны все клеточки, которые будут в будущей работе. В эти клеточки затем вы вложите спичечные коробки.

Приготовьте необходимое количество спичечных коробков, уберите все спички из них. С помощью клея прикрепите коробки к основе (лист картона, фанеры, рамка). С помощью декупажной краски или клея задекорируйте поверхность вашей основы. Подождите, пока она высохнет полностью.


Разложите фотографии таким образом, как они будут располагаться в будущем коллаже. В каждую клеточку – одну фотографию. Между ними можно разложить другие украшения, которые вы выберете по своему усмотрению. После этого можете начать процесс склеивания. Берите для этого прозрачный клей. Если вам необходимо приклеить какой-либо большой предмет, то лучше использовать клеевой пистолет.

Когда все детали будут заклеены, положите ваш коллаж куда-либо в безопасное место и не трогайте до тех пор, пока клей полностью не высохнет. Вы также можете покрыть все ваше творение декупажным клеем, чтобы увеличить его прочностные характеристики. Через некоторое время украсьте стену вашего дома данной вещью.

Фотоколлаж в виде пазлов

Воплотив данную оригинальную идею, вы получите необычный коллаж на стену, который станет украшением вашей комнаты. Чтобы изготовить его, приготовьте весь необходимый материал: ватман, листы бумаги для принтера, картон (гофрированный), клей, скотч (двухсторонний).

Расчертите лист бумаги на несколько квадратов, каждому квадрату придайте форму пазла, вырежьте его аккуратно. Это будет шаблон, который затем нужно будет перенести на гофрированный картон и он должен быть разного цвета.

Все пазлы скрепляются вместе на большом листе ватмана. С обратной стороны можно наклеить листы плотного картона, чтобы укрепить всю конструкцию и продать ей законченный вид. С обратной стороны можно наклеить другой лист ватман и снова сделать пазлы, тогда конструкция будет двухсторонней.


Картинки для пазлов вы можете менять по растоянию. Данная идея особо подходит для маленького ребенка, так как они быстро растут иметься. Фотографируйте маленьких детей постоянно, и тогда у вас будет возможность сделать коллаж, показывающий их рост и развитие.


Что нужно знать об оформлении коллажа

Место, куда вы повесите ваш коллаж должно быть подходящим для этого и гармонировать со всей обстановкой. Не стоит вешать коллаж в виде сердечек в общей комнате, так как он больше всего подходит для обстановки спальни. Гостиную лучше всего украшать яркими фотографиями. Вы даже можете сделать коллаж для кухни, взяв для этого специальную раму 10 сантиметров глубиной.

Разделите раму рейками, чтобы получились геометрические фигуры. В них вы будете вставлять фотографии или другие предметы. Но прежде, чем сделать этого, покрыв поверхность вашей конструкции лаком.

Рамка может испортить все впечатление, поэтому если вы решите ее использовать, выбирайте форму и материал. Более всего подходит квадратная, прямоугольная форма и тонкий багет.

Используйте графический редактор – такие программы как фотошоп или Пикассо, чтобы обработать ваши фотографии. Это заставить выглядеть вашу работу более оригинально. Персональный компьютер может стать вашим помощником в расстановке фото. Там есть специальные программы, которые помогают это делать.


Вы можете сделать всю работу прямо в компьютере, а затем распечатать на принтере и повесить на стену. Компьютерные программы здорово помогают в работе. Вы можете выбрать любой фон, обработку фото, придав им нужную яркость и контраст. Выбирая различные эффекты, вы улучшаете качество, продаете оригинальность.


Вы можете всячески вращать изменять ваши снимки, украшать графическими элементами, добавлять детали из других изображений. Графические редакторы дают вам огромный простор для проявления вашего творчества.

Вы можете подобрать фотографии в едином стиле или изменить форму, если это необходимо или делайте яркий акцент из основы вашего коллажа.


Используйте не только фотографии и другие материалы – ракушки, пуговицы, засушенные листья, лоскуты, ленточки, билеты, морские звезды и другие вещи, подходящей тематике вашего творения.

Дайте волю своей фантазии и придумывайте что-либо оригинальное и тогда ваш коллаж своими руками из фотографий будет выражать яркую индивидуальность и креатив. Не забывайте об аккуратности, от этого также будет зависеть результат работы. Соблюдая эти правила, вы получите великолепную вещь, которая будет согревать душу приятными воспоминаниями.

ВВЕДЕНИЕ

Коллаж, фотоколлаж очень популярны в наше время т.к. используется во всех графических редакторах. Каждый фотограф должен знать программу Photoshop. Новый качественный виток в истории коллажа появился с появлением Photoshop. Фотоколлаж - это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

Для создания фотоколлажа была выбрана тема на основе игры «CrossFire».

Сюжет игры основан на выполнения военных действиях. «CrossFire» популярная онлайн игра в России, Китае, Канаде, Европе.

КОЛЛАЖ. ИСТОРИЯ ФОТОКОЛЛАЖА

История коллажа

Коллаж (фр. collage- наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Как формальный эксперимент Коллаж был введен кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.).

Коллаж - это искусство, которое бросает вызов живописи" (Луи Арагон).

Коллаж - это когда из разнообразных кусочков вполне понятных предметов создается изображение, которое по смыслу представляет из себя нечто совершенно другое, то есть поэтическая метафора, но только не словами, а изображениями сделанная.

Коллаж - это графическое произведение, смонтированное в виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения.

Коллажи - это композиции, составленные из разных изображений, противоположных по характеру или находящихся в гармонии, помещаемых рядом друг с другом или накладываемых одно поверх другого. Это целое, представляющее собой нечто большее, чем простая сумма составных частей.

Коллажи - это не просто набор картинок, собранных на одной плоскости. Это искусство из несоединимых вещей делать одно целое.

Kоллажем является некоторая совокупность отдельных элементов, "сведенных" воедино и представляющих собой нечто осмысленное

Фотоколлаж

Фотоколлаж - это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.

К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильд, Р. Хаусманн, Х. Хох, М. Эрнст, Л. Мохой-Надь, А. Родченко, В. Степанова, Э. Лисицкий, Ю. Рожков, Г. Клуцис и др.

Техника фотомонтажа начала свое развитие еще в XIX веке, практически одновременно с развитием самой фотографии, и изначально применялась для исправления технических особенностей снимков того времени. В те времена фотографические материалы были слабо чувствительны к оттенкам синего, поэтому плохо различали, например небо и облака. Для добавления необходимых оттенков фотографы использовали комбинированную печать.

В конце 1950-х годов два американских фотографа Уэльсманн и Майклз используя чёрно-белый материал создали восхитительные изображения. Они и заложили основы современного фотомонтажа. Уэльсманн десятки лет назад в своей фотолаборатории создал то, что сейчас мы стараемся получить с помощью Photoshop.

В XX веке искусство коллажа особенно ярко проникает в рекламу, театральные и кино. Позднее, комбинированная съемка в силу емкости визуальных решений, начинает широко использоваться и периодическими изданиями и в книжном дизайне.

Техника фотоколлажа бывает не только в виде комбинации из соединений нескольких сюжетов в одном. Существуют техники мозаики или пазла (создание единой картинки с помощью множества мелких карточек, схожих по мотивам или текстуре внутри фотографии). Мозаика может быть составлена как единая картина чего-либо, а может в итоге образовать что-то совершенно новое - например, если из множества разно тональных фотографий составить одну, а после абстрагироваться и посмотреть издали - можно увидеть в переплетениях лицо человека или какой-либо иной сюжет.

Новый качественный виток в истории коллажа появился с появлением Photoshop, которым на данный момент владеет практически любой фотограф. Теперь создавая многоплановую композицию легко можно удалять и заменять отдельные фотоэлементы или менять их местами. Такое упрощение в работе, как следствие ведет к тому, что некогда элитарное искусство становится массовым и общедоступным. Некоторые работы и их авторы давно покорили миллионы почитателей этого вида искусства.

Техника исполнения коллажа, как и сам коллаж, может быть разной. Всем известно, что коллаж составляется из нескольких кусочков (объектов). Минимум - это 2 изображения. Максимум - ограничения устанавливает только мощность и скорость вашего компьютера и Вы сами.

Для начала следует разделить коллаж на конкретный и абстрактный. Абстрактному коллажу больше всего соответствует стиль сюрреализма (ничего не понятно, но смотрится красиво). Конкретный - это когда есть конкретика. То есть, я четко понимаю, что изображено на картинке.

При составлении коллажа, рано или поздно приходится задумываться о композиции и геометрии. Композиция есть не что иное, как расположение, составление и объединение отдельных элементов в одно целое. Помимо самих элементов, в нее входит и их ракурс, освещение, тональность, контраст, тени, а так же ряд специфических эффектов, придающих работе особый "вкус". Все это играет не маловажную роль в составлении коллажа. Но давайте попробуем разобраться. Лично я не строю особых математических расчетов, когда делаю коллаж. Композиция выстраивается сама по себе, по ходу создания работы. Существуют коллажи, где ее вообще нет, как таковой. Важно не то, как построить коллаж, а то, как он будет восприниматься вами и теми, кто его будет смотреть.

В композиции можно отталкиваться от нескольких вещей. Например, когда вы работаете с одной фотографией, которая уже в себе содержит композицию или геометрию. В этом случае вам остается только грамотно обработать снимок.

Или когда вы сами делаете композицию из нескольких снимков. Тут есть ряд моментов.

Есть так называемый центровой вариант (центрирование) - это когда главный объект, то есть то, на чем концентрируется внимание, находится в центре вашей работы. Либо cама работа построена таким образом, что ваш взгляд так или иначе направляется в центр. Это может быть как коллаж, так и обычный снимок.

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в горсточке песка.
Уильям Блейк.

В психопрофилактической и коррекционной работе психологи все чаще обращаются к арт-терапии. В нашей стране эта технология применяется не так давно. Чаще всего арт-технология используется как элемент диагностики, коррекции, профилактики в психологии, психотерапии, на сегодняшний день также используется еще и в самом учебном и воспитательном процессе со всеми участниками образовательного процесса разного возраста и категорий. Остановимся на такой разновидности арт-технологий как техника коллажирования.

Цель данной техники – раскрытие потенциальных возможностей человека. Она предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены.

Что же такое коллаж?

Коллаж (фр. collage – “наклеивание”) – это метод создания композиции, при котором сочетаются разнородные по своей фактуре элементы (газетные вырезки, кусочки ткани, фотографии). Они накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе. Коллаж отрицает понятие целого, так как он является фрагментом и состоит из фрагментов.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс. Коллаж – это своеобразный тренажёр, необходимый для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов, развитие мышления, поиска нестандартных решений, неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций, развития конструкторских организаторских навыков, мелкой моторики руки, воображения, фантазии.

Какое значение он играет для учащихся.

Детям доставляет огромное удовольствие работать в этой технике.

Чем старше ребёнок, тем сложнее темы, тем больше усилий необходимо приложить, тем богаче полёт творческой мысли и фантазии. Дети подбирают материалы, вырезают картинки из газет и журналов, советуются, прислушиваются к советам друг друга, работают сплоченной командой. У детей развивается воображение, фантазия. Работа над коллажем стимулирует необходимость совершенствовать сложную систему умственных действий и операций. Умственные действия формируются постепенно, планомерно проходя ряд этапов:

  • мотивационный (для чего это делать),
  • ориентировочно (что делать и в каком порядке),
  • материальный (выполнение действий),
  • громкой речи (проговаривание способов действия вслух),
  • речь про себя.

Коллаж стимулирует у ребёнка умение думать. В процессе работы над коллажем прослеживаются способы формирования умственных действий анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей и отношений.

Коллажирование – это одна из самых свободных техник, которая практически не имеет ограничений. Она позволяет детям создавать открытки, панно, газеты, картины для интерьера и многое другое. Коллаж позволяет замечать красоту самых необычных материалов, которые не являются художественными и самостоятельно использовать их в творчестве. Коллаж позволяет детям почувствовать себя художниками изобретателями, у детей возникает желание придумать что-то новое, красивое, увлекательное.

С точки зрения сочетания и синтеза отдельных материалов и предметов можно сказать, что коллаж существовал всегда. Он лег в основу живописи (краска-штукатурка, краска-холст); ваяния (металл-камень); архитектуры (песчаник, золото, гипс). Самостоятельным видом искусства коллаж был признан лишь в 20 веке, когда художники (кубисты, футуристы) стали использовать в своих произведениях куски газет, обоев, фотографий, наклеивая их на холст. Датой возникновения коллажа принято считать 1912 год, когда фр. художник Жорж Брак использовал в своей картине вырезки из газет. Пабло Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.

В недалёком прошлом коллажи именовались стенгазетами и занимали почетное место в школах. Т.к. до середины 90-х годов далеко не в каждой семье была возможность купить компьютер, поэтому стенгазеты приходилось рисовать вручную. Это было очень трудоёмким и долгим занятием. Далеко не каждый мог это сделать. Ведь согласитесь, более-менее прилично рисовать сможет наверно процентов 30 населения. С появлением компьютеров и обилия глянцевых журналов в нашей жизни процесс изготовления коллажей стал намного более быстрым, лёгким и приятным. И теперь самостоятельно изготовить коллаж может даже 10-летний ребенок или 80-летний пенсионер…

Можно сказать, что коллаж прошел путь от самостоятельной поделки до индустрии кино (киноколлаж), театра (декорации), рекламы (жостеры, вывески, видеоролики), и остается на сегодняшний день одной из самых популярных и распространенных техник.

Единственный в своем роде музей с богатой коллекцией произведений коллажа находится во Франции (г. Сержен). Музей регулярно проводит практические занятия по технике коллажа и организует в Париже международный салон современного коллажа, на котором выставляется до 110 художников 25-ти национальностей. Кроме того, Музей организует студии коллажистов в школах, домах отдыха, больницах.

Сколько времени занимает создание коллажа?

Подготовка к созданию коллажа – максимум 50 минут:

Вырезание картинок и надписей из журналов – 20 минут

Поиск и скачивание фотографий и изображений в интернете – 20 минут.

Распечатка фотографий и изображений – 10 минут.

Поиск и распечатка стихов, поздравлений, анекдотов – всего, что может понадобиться.

Непосредственно создание коллажа – 1 час.

Итого, общее время создания полноценного коллажа – 2 часа.

Для самостоятельного изготовления коллажа потребуются:

Большой ватман или просто подходящий плотный лист бумаги; фотографии тех людей, о ком или для кого делается коллаж, ножницы для бумаги, клей-карандаш, глянцевые или обычные журналы различной тематики, фломастеры, в некоторых случаях компьютер и принтер.

Для построения композиции коллажа необходимо:

1. Определить идею, задачу тема коллажа, настроение, впечатление, которое он должен оказывать на зрителя.

2. Определить формат размеры, форма, высота, ширина.

3. Выбрать схему, и выражает ли выбранная схема вашу мысль и настроение коллажа?

Схем построения коллажа немного. В их основе лежат принципы психологического восприятия действительности человеком.

1) “Одиночество”.
Решается через представление одинокого объекта и огромного пустого окружающего пространства.

2) “Малая величина”
объекта передается через контрастное сопоставление с большим объектом.

3) “Подавленность”
передается через размещение объекта в нижней части плоскости и перегруженную элементами/цветами верхнюю часть.

Виды коллажа.

“Декупаж” – техника декорирования, при которой из различных материалов (бумаги, салфеток, ткани, кожи) вырезаются изображения/фрагменты рисунка и затем наклеиваются на различные поверхности (посуда, мебель, украшения).

“Ассамбляж” – техника декорирования, при которой на основу прикрепляются различные предметы или детали предметов.

“Аппликация” – техника создания орнамента на ткани/бумаге путем наложения кусочков разнообразных материалов (бумага, ткань, кожа).

“Аккумуляция” – сочетание совершенно одинаковых предметов с целью создания необычного эстетического эффекта.

“Киноколлаж” – соединение в одном кинофильме фрагментов игрового, документального и мультипликационного кино.

“Алтарь” – декорирование домашнего интерьера, при котором создается “музей кумира” (вырезки из газет, журналов, фото, статьи, элементы одежды).

Значение.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Техника коллажирования обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач, а именно: получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность; выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляды, свое понимание темы; развить художественные способности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей; проявить оригинальность и уникальность личности участника группы; проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли подавлять; дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом “выпустить пар” и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками); в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок.

Введение…………………………………………………………..
1. Историческая справка.…………………………………………..4
2. Основные типы и стили коллажей…………...…………..7
3. Виды основ коллаж…….…………………………………9
4. Секреты композиции………………………..……..…….11
5. Краткое описание…………………...……………………………12
6. Материалы и инструменты………………………………………13
7. Технология изготовления изделия………………………………14
8. Технические требования…………………………………………15
9. Технологическая карта………………...…………………………16
10. Экологическое обоснование…….………….……………………21
11. Экономическое обоснование……………….……………………22
12. Эстетическая оценка……………..……….………………………24
Заключение……………………….……….………………………25
Список используемой литературы….…………………………...26
Реклама…………………………....………………………………27
Приложение……………………………….………………………28

Введение

Картины и фотографии, украшающие наши жилища, теряют свою популярность: они перестали удивлять, утратили чувство новизны, и создается впечатление, что их уже видели много раз. Это все стало слишком простым и обыденным. И я решила попробовать сделать коллаж.

Коллаж - сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage - наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы - растения, краски, ткани, металлические детали и т. д. Работы, выполненные в этой технике, всегда оригинальны и неповторимы. Здесь нет определенных правил, постулатов, которым чётко надо следовать.

Считается, что коллаж стал родоначальником многих феноменов современной культуры - от компьютерной графики до клипового мышления. И в то же время коллаж является следствием ценностного мышления: художник - коллажист умеет видеть ценность в том, что не имеет ценности больше ни для кого.

Вещи, сделанные своими руками, ценятся высоко. Они актуальны в настоящее время, так как такие вещи могут украсить интерьер и сделать его оригинальным.

Цель данной творческой работы узнать историю возникновения такой техники, как коллаж, и самостоятельно выполнить работу в данной технике, с целью разнообразить интерьер красивой картиной.

Задачи :

1. Изучить историю возникновения «коллажа»

2. Ознакомиться с техниками данного вида творчества.

3. Узнать, какие бывают жанры «коллажа».

4. Научиться правильно подбирать материалы для работы.

5. Сделать эскиз.

6. Выполнить работу.

7. Оценить проделанную работу.

8. Защитить проект.

Историческая справка

Началось все на заре XX века в кругах приверженцев авангарда - кубизма, дадаизма, маньеризма, импрессионизма и т. п. Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием - наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок.

Вскоре к нему присоединился единомышленник - великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки... В результате творческого поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными. Так был разработан коллаж - технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеивают материалы, отличающиеся от нее цветом и фактурой. Коллажем называют и само произведение, выполненное при помощи подобного приема.

П. Пикассо любил игру, и, создавая коллажи, он мог насладиться ею в полной мере. Его первая самостоятельная работа, сделанная в новой технике, - «Натюрморт с плетеным стулом». Сегодня это произведение, как и другие «картинки с наклейками», принадлежащие гениальному новатору, считаются шедеврами. А когда-то мало кто мог их оценить по достоинству. Картины, созданные при помощи металлической стружки, этикеток, фотографий, газетных вырезок и т. п., большей частью шокировали публику. Тем не менее, необычное направление искусства продолжало развиваться, и ему отдали дань многие выдающиеся художники.

Коллаж занимает заметное место и в творчестве импрессиониста Анри Матисса. Он придумал разновидность коллажа - декупаж, столь популярный в наше время. Этот прием означает использование двух действий - вырезания, или кроения, и составления картин из полученных деталей. Матисс, мастерски компонуя вырезанные из цветной бумаги различные фигуры, создавал произведения, отличающиеся простыми формами и вместе с тем очень гармоничные: они поражают исходящей от них мощью. Одно из самых прекрасных творений художника - картина «Морские животные», созданная в память о южных морях. Работая только с цветом и формой, уходя от натуралистического изображения, Матиссу удалось передать и таинственность глубинной океанической жизни, и очарование поверхности воды, волн, островов, и притягательность неба.

В 30-х годах интерес к коллажу пошел на убыль, а в 50-х вспыхнул с новой силой - в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт. Естественно, коллажи того времени отражают его дух, существовавшие тогда настроения, вкусы.

В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914-1915 годы, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль».

В 60-х годах к технике коллажа обратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина «Старик», а также произведения на историческую тематику.

Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием. Эта техника была любимым увлечением замечательного кинорежиссера Сергея Параджанова. Он называл коллаж «прессованным фильмом». Используя то, что оказывалось под рукой, - куски стекла, бусины, перья, обрывки ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы, - Параджанов создавал своеобразные драматические произведения. Каждый его коллаж - это целая история. Его творчество подтверждает, что практически любой предмет и даже его части могут послужить «красками» для картины.

Пик популярности и у нас в стране, и за рубежом переживает и такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел, которому принадлежат необыкновенно выразительные произведения. У господина Раффела огромное число учеников и последователей по всему миру. Флористические коллажи создают главным образом при помощи природных материалов - засушенных листьев, цветков, стеблей и т. д. Конечно, работы, выполненные в этом ключе, мало похожи на коллажи художников XX столетия. Однако в их основе все те же приемы: на живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету; форме и фактуре. Картины, созданные с помощью засушенных растений, порой напоминают гербарий, однако более сложные работы, выполненные с соблюдением правил построения композиции, могут представлять собой настоящие произведения искусства. Флористический коллаж от гербария прежде всего отличает правильно подобранный фон, который взаимодействует с расположенным на нем материалом по определенным законам. Насколько удачным получился фон, настолько удачным будет и коллаж в целом. А законченность композиции придают различные аксессуары: фигурки животных, насекомых, бижутерия, тесьма, кусочки тканей и т. д. Все идет в ход. Жемчужины и пара медных монет могут оказаться теми акцентами, которые сделают работу завершенной. На красоту засушенных растений люди обратили внимание давно. Стенная роспись в одном из фиванских храмов, находящемся на территории современного Египта, считается самым древним гербарием, пусть и несколько своеобразным. Этот культурный памятник, датируемый 1450 годом до н. э донес до нас изображения 275 различных растений! Однако материал, предназначенный для сухого научного исследования, мало подходит или не годится вовсе для создания флористического коллажа - при высыхании цветки и листья нередко теряют естественную окраску. К тому же растения, высушенные, как для гербария, методом прессования, становятся хрупкими. Чтобы дизайнеры могли беспрепятственно творить круглый год и воплощать все свои замыслы, им на помощь пришла индустрия производства сухоцветов, обеспечивающая прочным, пластичным, эффектным растительным материалом.

Современные художники продолжают поиски, открывая новые и новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение, наслоение. Причем материалы могут быть подобраны совершенно различные по цвету, форме и фактуре. Совмещают, казалось бы, совершенно несовместимое.

В наше время активно развивается компьютерный коллаж как один из способов выполнения графических работ. Он также предполагает наложение или объединение разных изображений в соответствии с общим замыслом. Соединяемые изображения могут дополнять друг друга, а могут сильно контрастировать. Компьютерные коллажи очень выразительны, оттого их активно задействуют в рекламе товаров и услуг. Эту впечатляющую технику используют и при оформлении книжной продукции. Быстрая компьютеризация страны дает возможность каждому желающему попробовать свои силы в увлекательном занятии - создании компьютерных коллажей.

Основные типы и стили коллажей

Что можно изобразить в коллаже? Буквально все, что волнует, что любимо, что дорого. Коллаж, как и живописное полотно, - это воссоздание только небольшой части картины жизни, которая не имеет границ. И чем больше художник видит, слышит и запоминает, чем богаче его фантазия, тем значительнее творческие находки. Для того, чтобы лучше понять, что именно нам нужно, рассмотрим основные типы и стили коллажей.

· Фотоколлаж (рис. 1)- это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии. Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл).

· Видеоколлаж - это видеоряд, собранный из небольших отрывков от одного или нескольких фильмов, иногда с добавлением фотоизображений и текстовой информации. Видеоколлаж используется для создания яркого сюжета, точно и контрастно отображающего творческую идею автора.

· Декупаж (рис. 2) - техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.

· Скрапбукинг (рис.3) - вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, открыток.

· Квиллинг (рис. 4) - искусство создания плоских или объемных композиций из длинных узких полосок бумаги, скрученных в спиральки.

· Флористический коллаж (рис. 5)

1. Пейзажный (изображение природы (лес, горы, море и т. п.) и природных явлений (гроза, ветер, дождь и т. п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток.)

2. Вегетативный (этот стиль очень близок к пейзажному, однако в работах вегетативного направления акцент делают на изображении жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения.)

3. Декоративный (сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное - оригинальная идея. А воплощают ее при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требуют от автора новых интересных идей, красивых сочетаний цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.)

4. Формо-линейный (основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры - круг, ромб, квадрат, треугольник и т. д., а также линии. Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.)

Виды основ коллажей

Коллажи можно выполнять на холсте, любой ткани, бумаге, картоне, коже, металле, стекле, пластике и т. д. Выбранная основа служит стартовой площадкой для создания фона или сама является фоном: в неизменном виде или дополнительно оформленная: красками, объемной шпатлевкой, художественной пастой, мелкими декоративными элементами и т. д.

Работу можно сделать и вовсе без фона. Так, например, создают коллажи на каркасе. Рассмотрим основные виды основ для коллажей.

1.Коллаж на холсте (рис. 6)

Холст - это загрунтованная ткань, чаще всего льняная, она - самая прочная. Готовые холсты, как правило, загрунтованы эмульсионным грунтом, включающим клей и масло. Холст - это достаточно эластичная основа, натянутая на подрамник. Фон на холсте можно создавать, расписывая его масляными красками, а можно нанести шпатлевку. Соответственно элементы коллажа можно закреплять при помощи клея, а можно укладывать в сырую шпатлевку.

Последний вариант наиболее подходит для таких материалов, как песок, гравий, гречка, зерна кофе, битое стекло, ракушки и т. д. Потом их можно покрыть слоем клея ПВА.

2. Коллаж на ткани (рис. 7)

Ткань натягивают на подрамник или при помощи термоклея наклеивают на картон. Элементы композиции закрепляют непосредственно на поверхности ткани при помощи клеевого пистолета. Главное - точно расположить материал, как того требуют замысел и законы композиции.

Не менее важна правильность сочетания ткани и материала, будь то растительного или еще какого-нибудь.

3. Коллаж на батике (рис. 8)

Батик - это многоцветная хлопчатобумажная или шелковая ткань, рисунок на которой получают, нанося и закрепляя краски при помощи воска. По сути, коллаж на батике - это разновидность предыдущего приема изготовления коллажа. Поскольку батик очень эффектен сам по себе, то материал используют в минимальном количестве. Основа и элементы композиции дополняют красоту друг друга. Надо признать: создание коллажа на батике - тонкая работа.

4. Коллаж на бумаге (рис. 9)

Основой для коллажа может служить, например, обычная бархатная бумага (если дело касается флористического коллажа).

Кроме того, для создания фона подходит и упаковочная бумага. Речь идет не о ярких блестящих листах, в которые традиционно заворачивают подарки, - на них потеряется любая композиция. Иное дело - упаковочная бумага спокойных, неярких расцветок.

Можно использовать и гофрированную бумагу, только создавать на ней композиции очень непросто! Но если постараться, то получится очень оригинальное произведение. Хороший материал для фона и цветная бумага для пастели.

5. Коллаж без фона (рис. 10)

Такой коллаж может быть выполнен на деревянных рамах или на каркасах, сделанных из гибких веток, бамбуковых палочек, проволоки и т. п., - элементы композиции закрепляют непосредственно на них. Можно использовать и готовый каркас, приобретенный в магазине.

Фон как таковой в подобных работах отсутствует. Однако в этом качестве может выступать цвет стены, на которой будет размещена работа. Однотонная стена - более удачный вариант, чем обои с рисунком: он может помешать предстать вашему произведению во всей красе.

Секреты композиции

Композиция и её законы помогают делать работы более выразительными, эффектными. Знание основных принципов особенно необходимо на начальных этапах. Сознательное и продуманное использование композиционных правил позволяет создать завершённое произведение.

Основными приёмами в коллаже можно считать контраст и выделение сюжетно-композиционного центра.

Наиболее эффектными вариантами расположения элементов можно считать:

а) размещение их по диагонали (более динамично, когда диагональная линия идёт от нижнего левого угла к верхнему правому, а пустые углы занимают менее значимые элементы);

б) по принципу золотого сечения (этот принцип – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Любая картина (горизонтальная или вертикальная) имеет определённые точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв листа);

в) по линии горизонта (здесь работает простое правило – чем дальше от условной линии горизонта, тем большего формата должны быть элементы, и наоборот – чем ближе, тем мельче детали).

Также для коллажа отлично подходит пирамида – расположение композиции остриём вверх придаёт работе ещё больше выразительности и силы, а вниз – деликатности и мягкости.

Часто используется разновидность пирамиды – дерево или цветок. Интересны и коллажи-каталоги, особенно если это тематическая работа из однородных или контрастных элементов.

Разумеется, из каждого правила есть исключение, а иногда нарушение правил приводит к необыкновенным результатам, не стоит бояться экспериментов. Однако часто бывает и так, что самый стихийный коллаж абсолютно соответствует классическим линиям и пропорциям, поскольку природная гармония и баланс многими чувствуются интуитивно.

Краткое описание

Проект представляет собой панно (объемный коллаж с элементами росписи). Он состоит из 1 картины, размеры которой 30x40 см (без рамки; с рамкой 35х45 см). Рисунок выполнен на пластике акриловыми красками «Сонет», шерсть для валяния и цветы придают изюминку и объем изделию. Дополняют картину маленькие стразы и «капли», сделанные при помощи термопластичного клея.

Сфера применения: данная работа может послужить хорошим подарком для родных и близких людей, друзей; может служить товаром для продажи.

Рынок сбыта: ярмарки декоративно-прикладного искусства, фестивали, выставки, а также специализированные магазины.


Материалы и инструменты

Теперь рассмотрим материалы. В коллаже можно использовать все, что угодно, и практически как угодно. Все зависит от выбранного направления искусства и степени раскрепощённости художника.

В нашей же работе потребуются следующие материалы:

1. Деревянная рамка, покрытая зеленым или иным цветом.

2. Пластик (размер, подходящий для рамки)

3. Простой карандаш

4. Краска(акварель или гуашь) или карандаши (для создания эскиза)

5. Акриловые краски

6. Шерсть для валяния разных цветов (в зависимости от цветовой гаммы изделия)

7. Термопластичный клей

8. Клей Момент Кристалл

9. Кисти (синтетические) (плоские, № 2, № 12, круглые №2, №4, № 6, №10)

10. Поролоновая губка (для нанесения фона)

11. Искусственные цветы

12. Стразы (по необходимости)

Коллаж (фр. collage — «приклеивание») - особая техника изобразительного искусства, заключающаяся в выполнении графических либо живописных произведений путем накладывания на основу материалов разного цвета и фактуры. Подобный прием используется в основном для получения эффекта остроты и эмоциональной насыщенности. При выполнении коллажа может быть применено сразу несколько материалов. К примеру, тушь, пастель и акварель. Для акцентирования внимания зрителя часто используются такие элементы как пятно, линия и точка. Коллаж широко применяется не только в изобразительном искусстве, но и в кинематографе, скульптуре, поэзии и музыке. Не следует путать этот прием с аппликацией. По своей сути коллаж ближе не к ней, а к инкрустации.

История возникновения и развития коллажа

Первые упоминания о коллаже относятся ко II в. до н. э. Примерно в это же время в Китае была изобретена бумага. Однако вплоть до X века эта техника использовалась крайне редко. В десятом столетии японскими каллиграфами начали применяться обработанные специальным образом и склеенные между собой кусочки бумаги. В Европе коллаж как разновидность ДПИ был известен еще в XIII в. В XV – XVI столетиях в оформлении готических соборов часто использовались разнообразные элементы из позолоченных листов бумаги. Обрамления для икон зачастую выполнялись из благородных металлов и самоцветов. В качестве собственно художественной техники впервые коллаж был использован в XX веке. Его широкую популярность связывают с проникновением в искусство нового для того времени стиля модерн. Подобные произведения искусства создавали многие знаменитые художники, например, Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Благодаря использованию листов бумаги подобные картины смотрятся объемно и необычно. Эти оригинальные композиции представляют собой нечто среднее между собственно произведением живописи и скульптурой. С течением времени коллаж перестают воспринимать как дополнительную технику, позволяющую создавать необычные картины, и выделяют в самостоятельный предмет искусства. В середине XX века эта разновидность ДПИ становится еще более популярной. Очень интересны, например, композиции Луизы Невельсон, выполнявшей коллажи из найденных обломков мебели, бочек, предметов интерьера, деревянных ящичков, панно и т.д. Очень часто в этот период коллаж используется для обрамления фотографий. Древесина становится едва ли не обязательным элементом всех подобных композиций. В одном и том же произведении искусства этот материал мог сочетаться с графическими или живописными изображениями.

Считается, что первым в художественную форму технику коллажа перевел в 1924 г. немец Джон Хартфилд, использовавший такие панно в качестве сатирического оружия против Гитлера. Однако популярными объемные композиции в начале века были и в России. Самыми известными русскими коллажами считаются картины А. Лентулова «Москва» (1913) и «Василий Блаженный» (1913). В первом панно были использованы кусочки бумаги, во втором – фольга. Достаточно популярны и произведения художника В. Татлина, отличающиеся динамичностью композиций.

Особенности техники

Для того, чтобы изделия, выполненные в технике коллажа, получались яркими и оригинальными, при их создании используются самые разные декоративные элементы. При этом художник старается выполнить коллаж так, чтобы зрителем он воспринимался как единое гармоничное произведение. Разумеется, при этом должны быть соблюдены все правила построения композиции.

Стили коллажа

На данный момент известно всего четыре основных стиля, используемых для выполнения таких изделий.

. Вегетативный . В качестве основных элементов используются растения или их фрагменты. При этом художник старается сделать готовое произведение максимально реалистичным. Растения при этом выступают не как часть пейзажа или общего сюжета картины, а как самостоятельный элемент, на который сделан основной акцент.
Декоративный. Такие коллажи отличаются фантастичностью сюжета. Главной целью, которую ставит перед собой художник, выполняя подобное произведение, являются оригинальность и неповторимость. Глядя на такую картину, зритель пытается отгадать замысел автора, его настроение.
Пейзажный . Название этого вида коллажа говорит само за себя. На таких панно изображают разного рода пейзажи – природные или городские. Это может быть море, лес, красивые здания и т.д..
Формо-линейный. Основными элементами подобных коллажей являются геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Даже фон в таких произведениях представляет собой сочетание этих простых элементов.

Оформляются коллажи обычно с помощью паспарту и рамы. Паспарту называют широкую рамку, обрамляющую панно. Ее основной задачей считается облегчение зрителю восприятия картины. Рама и паспарту также защищают картину от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.