Дворец со львами. Новая история «Дома со львами. Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная лестница

Участок дома №12 по Адмиралтейскому проспекту пустовал весь XVIII век. Летом 1817 года императором Александром I был утверждён составленный Огюстом Монферраном проект нового Исаакиевского собора . Князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский был так впечатлён работой французского архитектора, что заказал у него проект для собственного дома на соседнем участке. Эта было сделано по случаю женитьбы князя на одной из самых богатых невест России графине Клеопатре Ильиничне Безбородко. Свадьба состоялась в 1818 году. Строительство дома А. Я. Лобанова-Ростовского велось с поздней осени 1817 года до сентября 1819 года. Это здание стало первой работой Монферрана в Петербурге.

Дом А. Я. Лобанова-Ростовского имеет необычную треугольную форму в плане. Его главный фасад выходит на Адмиралтейский проспект, он украшен восьмиколонным портиком коринфского ордера. Колонны портика Монферран поднял на выдвинутую вперёд аркаду, что позволило создать крытый проезд к входным дверям. Отсюда на верхний этаж ведёт парадная лестница, декорированная пилястрами коринфского ордера.

Парадные залы дома А. Я. Лобанова-Ростовского по традиции расположились на втором этаже. Монферран предлагал здесь устроить большие залы, в том числе домашний театр. Но Клеопатра Ильинична пожелала иметь в своём доме более скромные помещения.

Александр Яковлевич с супругой здесь не жили. Они использовали здание как доходный дом. Здесь устраивались балы и маскарады, в которых участвовал император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна. В доме Лобанова-Ростовского работали магазин художественных изделий, мучная лавка и портерная. Здесь экспонировались панорама и косморама, а также "сценография Иерусалима", устроенная Анжело Тозелли. Часть здания арендовала Комиссия по построению Исаакиевского собора.

Дом Лобанова-Ростовского стал знаменит благодаря поэме А. С. Пушкина "Медный всадник":

Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые.

На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений...

Князь, равно как и его жена, вёл чрезвычайно расточительный образ жизни. Из-за проигрыша в карты большого имения Клеопатры Ильиничны в Подольской губернии супруги развелись. В 1828 году Александр Яковлевич уехал в Париж, где арендовал у короля Карла X замок Фонтебло. Перед отъездом из Петербурга он решил продать свой дом на Адмиралтейском проспекте, содержание которого обходилось весьма дорого. Покупателя долго не находилось. Тогда князь решил провести лотерею, призом в которой стало это здание. Он выпустил миллион билетов по одному рублю, но император Николай I не позволил провести лотерею. Часть дома пришлось вновь сдать внаём Комиссии по построению Исаакиевского собора, а также Медицинскому департаменту Военного министерства.

Осенью 1827 года на основании утверждённого императором решения Государственного Совета была создана "посредническая комиссия для уплаты долгов полковницей княгиней Лобановой-Ростовской". Действовала эта комиссия более года. Ей были распроданы многочисленные княжеские имения, 13 000 крепостных крестьян. Летом 1828 года был продан дом на Адмиралтейском проспекте. Его оценили в 1 000 000 рублей.

Новым владельцем этого здания стало Военное министерство, для которого к концу 1829 года были переделаны помещения. Здесь разместились канцелярия Военного министерства, Военный совет, Генерал-аудиториат, Военно-походная канцелярия, Медицинский и Провиантский департаменты.

После 1917 года здание было переоборудовано под школу. Сначала работавшая здесь школа называлась 14-й фабрично-заводской десятилеткой Октябрьского района, а затем школой №397.

До недавнего времени в доме А. Я. Лобанова-Ростовского работали два банка и Проектный институт. В 2004 году началась реставрация его фасада и внутренних помещений. В 2013 году здесь открылся элитный отель.

Особняк Лобанова-Ростовского, более известный как Дом со львами - один из самых знаменитых домов в Петербурге. Дом был построен в 1817-1820 гг Огюстом Монферраном, знаменитым архитектором Исаакиевского собора . Скульптуры на фасаде - в том числе те самые львы, давшие прозвище дому - выполнены скульптором Паоло Трискорни.

Между прочим, на одном из этих львов спасался от страшного наводнения 1824-го года главный герой Медного Всадника Евгений.

…На площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений…

Вот как пишет об этом Пушкин. Петровой тогда называли Сенатскую площадь; а так как Александровского сада тогда не было даже в планах, от парадного фасада Дома со львами действительно отлично просматривался Медный Всадник.

Сами Лобановы-Ростовские в здании почти не жили: оно изначально строилось для сдачи внаем. В 1821-м году Лобановы-Ростовские (вернее, их домовая контора) дали в газеты объявление о сдаче внаем «бельэтажа на площадь и на Вознесенскую улицу, а также двух зал в том же этаже, хорошо отделанных, удобных для концертов и маскарадов». Заглянем же в домовую книгу и узнаем, кто были арендаторами в Доме со Львами двести лет назад!

В цокольном этаже находилась первая в Санкт-Петербурге литография; там же работали мучная и мелочная лавки и портерная. Помещения в цокольном этаже были самыми дешевыми: аренда стоила от 1000 до 1750 рублей в год. На первом этаже помещались более богатые ремесленники: перчаточники и сапожники, а также разные департаменты (Комиссия строительства Исаакиевского собора и Провиантский департамент военного ведомства). В самом дорогом помещении Дома со львами - бельэтаже - почти целиком находился уже упомянутый Провиантский департамент. На третьем этаже поселилась самая разная публика: некая мадам Орсениус, державшая тут же пансион, управляющий княгини Лобановой, закройщики, живописцы, чиновники и специалисты, занятые в строительстве Исаакиевского собора. Общая сумма дохода от Дома со львами в год составляла около 100000 рублей - по тем временам целое состояние.

Работало в Доме со львами и еще одно замечательное учреждение: "Косморама". Слово "Отечественным запискам": «В сем же доме Гамбургский живописец Сур показывает виды разных городов и примечательных мест в Космораме... Если виды сии не заключают важного достоинства со стороны художества, то оптическая часть доведена до совершенства. Они так хорошо и естественно освещены, что зритель переносится в те места, кои он рассматривает, особливо же ему знакомые». Да-да, это был своего рода "3D эффект": живописец Сур демонстрировал виды разных городов, а благодаря специальной оптике и освещению зритель видел стереоскопическую картинку. Особой популярностью пользовались виды Берлина, Потсдама, Гамбурга, Вены, Римы, арктические пейзажи, застенки инквизиции и вид Таганрога с домом, где умер император Александр.

Дом со львами мог также стать первым в России (если не в мире) домом, выигранным в лотерею. Хозяин дома, А.Я. Лобанов-Ростовский, именно так намеревался с ним поступить: выпустить миллион рублевых лотерейных билетов и разыграть дом. Но Николай I лично запретил эту сомнительную аферу, и предложил вместо до этого продать дом в казну. Вместе с домом была продана и уникальная библиотека, собранная князем, известным коллекционером и библиофилом - между прочим, за нее Николай I назначил Лобанову-Ростовскому пожизненную пенсию.

Получив Дом со львами в казну, Николай I разместил там Военное министерство России, которое и находилось там без малого сто лет. В советское время в здании работала физико-математическая школа.

В 2000-х открылась новая, не менее интересная, страница истории Дома со львами. В нем со дня на день откроется, возможно, самый фешенебельный отель в Петербурге - Four Seasons. Реконструкция здания, являющегося федеральным памятником архитектуры и находящегося под защитой ЮНЕСКО, вызвала, разумеется, бурные протесты градозащитников, особенно когда инвесторы начали сносить исторические флигели, разрушать внутренние интерьеры и строить мансарды, которых не было в первоначальном варианте; но капитал победил. Зато внутренние интерьеры будущего отеля, особенно 250-метрового президентского люкса, ничем не будут уступать княжеским - тем, которые были здесь двести лет назад.

В Москве всё чаще и чаще для посетителей открываются двери старинных особняков и усадеб. В них по сей день находятся различные организации и конторы, но тем не менее, арендаторы и владельцы осознают историческую значимость собственности и предоставляют возможность москвичам взглянуть на исторические интерьеры.

Дом Лобанова-Ростовского в Москве

Один из таких особняков, который, по особой договорённости, можно посетить – дом 43, стр. 1 на Мясницкой. Это особняк начала XVIII века. В старой Москве этот дворец называли «домом цвета утренней зари».

Не правда ли, очень романтично?
В краеведческих же источниках за особняком закрепилось название – дом Лобанова-Ростовского. Но князь Александр Иванович был далеко не первым и отнюдь не последним владельцем усадьбы на Мясницкой. И жил он там не дольше других хозяев. Воистину, имена не выбирают. Памятная табличка на здании не даёт ошибиться – дом А.И.Лобанова-Ростовского.

Хоть на памятной доске гордо красуется имя архитектора Ф.Кампорези, историки не спешат быть столь безапелляционными. Знак вопроса с имени автора перестройки ещё не снят, есть версии, приписывающие проект Матвею Фёдоровичу (М.Ф.Казакову), тем более, что он перестраивал дом напротив, знаменитую усадьбу Барышникова-Бегичева.


Дом Барышникова-Бегичева на Мясницкой. арх.М.Ф.Казаков

Дом Лобанова-Ростовского. Архитектура

Рассмотрим внимательнее особняк Лобанова-Ростовского. Здание, несомненно, несёт классицистические черты. Но здесь классическая архитектура явно отступает от устоявшихся традиций. Вытянутый вдоль улицы фасад разделён на пять ризалитов. Центральный фасад выделен коринфским портиком. Колонны стоят почти на земле, что несколько утяжеляет фасад.


Они несут массивный аттик, разорванный полукруглым окном мезонина.


Центральная часть дома очень напоминает триумфальную арку. Боковые ризалиты увенчаны обычным треугольным аттиком, выделены ионическим портиком в виде пилястр.




Фасад украшен лепным декором – розетками на центральном аттике,


коринфскими капителями колонн и ионическими – пилястр,




полуциркульным навершием над окном.


Со стороны улицы дом кажется прямоугольным. На самом деле он выстроен покоем, два боковых крыла выходят во двор. Прилагаю план строения.


На плане можно видеть, что курдонер усадьбы предусматривался с противоположной фасаду стороне.
С обратной стороны дома центр фасада выделен белым ризалитом с огромными окнами первого и второго этажей. Этот объём выглядит минимум на 50 лет моложе основного. Тем не менее это неотъемлемая часть дворца.


Слева хорошо видно, как дом увеличивался в размерах: неоштукатуренная часть старая, а поздняя пристройка выделена розовой краской.


Окна второго этажа в старой части заложены кирпичем, из чего следует, что менялось и назначение внутренних покоев.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Прихожая

Теперь войдём внутрь. Самое первое помещение дома Лобанова-Ростовского – небольшая светлая приёмная. Высота потолков явно не соответствует возможностям дома.


Развитый карниз, опирающийся на колонны, увеличивает высоту приемной.


Вероятно, что целью архитектурной игры мастера был контраст низкой неприметной приёмной и торжественной парадной лестницы. Свидетельствую, трюк удался! Ни в каком другом особняке мне так сильно не хотелось взлететь по лестнице вверх!


Но нам предлагают взглянуть на технический этаж дома.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Цокольный этаж

Цокольный этаж особняка ныне служит техническим целям. Здесь устроена бойлерная, проложены коммуникации. Судя по архитектуре помещения, в начале XVIII века здесь всё было совершенно по-другому.

Во-первых, едва ли не в каждом закутке видны заложенные проёмы окон.




Есть и дверь, которая вела в погреб (на фото слева, проём, затянутый серой тканью).


В некоторых помещениях видны нервюры сводов. Кое-где сохранилась кирпичная и белокаменная кладка. Местами она оштукатурена и выкрашена краской, но это, полагаю, противогрибковая защита.


Интересно рассматривать древние своды потолков, узкие проходы. Маловероятно, что в нижней части дома располагались покои владельцев. Скорее всего, как и теперь, его использовали для служебных нужд, в качестве складских помещений. Ведь первым хозяином дома был купец гостиной сотни Федор Козмин. Есть сведения, что в 1701 году он выложил за участок 130 целковых. Фёдор Козмин не только соорудил каменные палаты, но и обустроил усадьбу – вырыл пруд, разбил сад, построил надворные службы. Полагаю, что толстая кирпичная кладка цокольного этажа – напоминание о торговых делах первого хозяина – Фёдора Козмина.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная лестница

Из глубины веков (в прямом и переносном смысле) мы возвращаемся ко входу. Теперь можно рассмотреть парадную прихожую. Лестничный пролёт великолепно освещается окном.
Но в наших широтах не приходится надеяться на дневной свет. В центре потолка красуется большая хрустальная люстра, самое броское украшение парадной лестницы.


Наверху мы попадаем на полукруглую площадку с балюстрадой.


Напольная плитка контрастирует со светлой отделкой помещения. Наборные узоры ярко напомнили .


На экскурсии нам не сказали, откуда современные реставраторы черпали сведения о внутреннем облике помещения. По остаткам отделки? Из архивных сведений? Опирались на интерьеры других особняков? Извлекали примеры из истории архитектуры? Тем не менее, отделка пола плиткой вполне в духе времени, не брезговали лучшие дворянские фамилии Российской Империи.


Рассмотрим некоторые детали потолочного декора. Лепнина в основании люстры.


Лепные карнизы и капители полуколонн.


Люстра в полукруглом плафоне потолка.


Теперь перейдём дальше.

Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная столовая

Небольшое помещение, отделяющее лестницу от парадной столовой мне совсем не запомнилось, снимки не сделала. Там разместилась неброская приёмная с современной мебелью. Всё внимание – на огромный зал с П-образным столом.


Светлый, с рядом огромных окон.


С тяжёлыми (на вид) портьерами

и замысловатоым картушем, шитым золотными нитями.


Пилястры и карнизы стен отделаны бледно-розовым искусственным мрамором «мясного» цвета.



Отмечу, что искусственный мрамор в былые времена ценился наравне с натуральным и стоил недёшево.

В верхний части пространства между пилястраи украшены полуциркульными вставками с барельефами на тему античной мифологии. Они чередуются. В одних арках видим двух сфинксов и две женские фигуры.


На других – два козлорогих крылатых существа принимают грозди винограда от двух полуобнажённых сатиресс.


О внешнем виде парадной столовой мы можем судить по сохранившейся картине Николая Ивановича Подключникова – «Живописная мастерская в Московском училище живописи ваяния и зодчества». Картина написана в 1830-м году, хранится в собрании Государственного Русского музея.

Здесь уместно напомнить о самом коротком периоде истории особняка А.И.Лобанова-Ростовского – с 1825 по 1826-ой год. Всего один год оно принадлежало строгановской школе подготовки художников прикладного и декоративного искусства.

Таким образом, художественная школа разделяет время владения домом А.И.Лобановым-Ростовским от принадлежности его Алексею Федоровичу Малиновскому. Он купил усадьбу в 1826-м году.

К истории владельцев вернёмся чуть позже, предлагаю рассмотреть некоторые детали интерьера. Лепнина фриза.


Массивные подпорки столов украшены позолоченным орнаментом.


Современная мебель удачно стилизована в соответствии с классицистическим внутренним убранством зала,




идеально гармонирует с цветом искусственного мрамора.


Сохранилась старая печь.

Маловероятно, что такое огромное помещение обогревалось лишь одной печью. Предположу, что Московскому союзу потребительских обществ (МоСПО) старинные печи были ни к чему. Но в действительности их было больше, если внимательно присмотреться с фотографиями, то заметна кафельная плитка второй печи.

Перед тем, как перейти в соседний зал, посмотрим на люстры. Они не столь массивны, как в других покоях дворца.



Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Танцевальная зала

Последнее из немногих помещений, доступных для осмотра – танцевальная зала.


Сравнивая размеры парадной столовой и танцевальной залы, на ум приходит мысль, что огромная светлая столовая гораздо больше подходит для танцевальной залы. Но полукруглая ниша и хоры второго уровня для музыкантов не дают ошибиться.


Всё верно, в этой части дома могли проходить и танцевальные, и музыкальные, и театральные вечера.

Конечно, современная меблировка совсем не соответствует его прежнему назначению, но неплохо вписывается в статус и стиль зала.




А портьеры на окнах очень даже соответствуют.


Также, как и люстры.



Дом Лобановых-Ростовских. Немного истории

В пожар эта часть Москвы уцелела. Но дворец А.И.Лобанова-Ростовского пострадал не от огня, а от мародёров, особняк разграбили французы.
Среди прославленных посетителей дома назову, в первую очередь, Александра Сергеевича Пушкина. Он был в дружеских отношениях с Александром Фёдоровичем Малиновским.
А.Ф.Малиновский, археограф, заведующий архивом Коллегии иностранных дел, почётный член Оружейной палаты, был братом первого директора Царскосельского Лицея Василия Фёдоровича Малиновского. В.Ф.Малиновский, которого очень любил великий поэт, умер в 1814 году. Во время похорон брата, Алексей Федорович познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным. Спустя 15 лет, супруга Алексея Фёдоровича Анна Петровна урождённая Исленьева, племянница и воспитанница Е.Р.Дашковой, немало поспособствовала Пушкину в устройстве свадьбы с Н.Н.Гончаровой. Анна Петровна была подругой Н.И.Гончаровой и, по просьбе Пушкина, говорила с Натальей Ивановной о будущем браке её дочери. Она же была посажённой матерью со стороны невесты на свадьбе Пушкина и Натали.

Среди владельцев дома числятся Татищевы и Панины.

Интересно, что одно время домом владели братья Бутеноп. Москвичи помнят, что именно их фирма переделала кремлёвские куранты. По сей день на Спасской башне Кремля мы видим тот самый циферблат братьев Бутеноп 1851-го года.

А могли ли владельцы особняка оставить свой дом без часов? Одно время на крыше мезонина красовалась башенка со звоном, узнать время жители Мясницкой могли по часам Бутеноп, их установили в арке мезонина.
В начале ХХ века дворец Лобанова-Ростовского чудом избежал сноса. Мясницкую собирались застроить доходными домами. Но проектам помешала Первая Мировая война.

Дом Лобановых-Ростовских. Современная жизнь

На рубеже XVII-XVIII веков на землях бывшей Мясницкой слободы стали охотно селиться представители дворянства и купечества. Мясницкая улица, ставшая к тому времени одной из главных городских артерий, украсилась немалым количеством каменных домов. Одним из новых домовладельцев стал купец Гостиной сотни Федор Козмин (Казьмин), который и выстроил, с отступом от красной линии улицы, каменные барочные палаты.

Шли годы, менялись хозяева, менялась и архитектурная мода. И в середине 1760-х годов новым владельцем становится генерал-аншеф П. И. Панин, известный военачальник Семилетней войны, позже командовавший подавлением Пугачевского восстания. При нем старый особняк был перестроен. По обеим сторонам к главному дому были пристроены крылья, изменился декор фасадов. А еще через тридцать лет князем Александром Ивановичем Лобановым-Ростовским, ставшим в 1791 году владельцем усадьбы, была затеяна новая перестройка.

Очень часто автором проекта, придавшего главному зданию классический облик, сохранившийся и поныне, называют одного из самых известных московских архитекторов Матвея Федоровича Казакова . Однако никаких документальных свидетельств этому нет. Фасад здания вошел в знаменитые «Архитектурные альбомы» зодчего, но Казаков включал в альбомы не только свои творения, но также планы и фасады понравившихся ему «партикулярных строений», созданных другими архитекторами – его современниками. Вполне вероятно, что строителем был зодчий Франческо (Франц Иванович) Кампорезе . Скорее всего, по его проекту двухэтажный особняк был удлинен по уличному фасаду путем пристройки с востока и запада дополнительных объемов с парадными залами. Центральная часть главного фасада получила украшение в виде коринфского колонного портика, увенчанного массивным аттиком с полукруглым окном мезонина, создающего впечатление триумфальной арки. В свою очередь два боковых пилястровых ионических портика лаконичны и легки. И наружные стены, и интерьеры здания украшены богатым лепным декором.

В конце1820-х годов (скорей всего, после 1828-го, см. исследования) здесь размещалась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», основанная графом С. Г. Строгановым, – предтеча Строгановского училища. А в 1826 году усадьбу приобрел управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел, известный историк Алексей Федорович Малиновский. В это время здесь не раз бывал Александр Сергеевич Пушкин. А хозяйка дома, Анна Петровна, хорошо знакомая с семьей Гончаровых, приняла активное участие в сватовстве поэта.

В 1836 году у владения появляются новые хозяева: известные механики, датчане братья Николай и Иоганн Бутенопы, владельцы завода по производству сельскохозяйственной техники, а помимо этого - еще и башенных часов. Часы, изготовленные на заводе Бутенопов, были установлены и на Большом Кремлевском дворце, и на Спасской башне Московского Кремля. Курантами они украсили и мезонин дома на Мясницкой. Сама же усадьба была приспособлена под производственные цели.

В 1874 году владение приобрели братья Липгарты, владельцы «Товарищество Эмиль Липгарт и Ко». Во дворе усадьбы были возведены новые производственные корпуса по проекту архитектора А. Ф. Мейснера. В одном из строений разместилось реальное училище К. П. Воскресенского. В 1906 году для училища одним из известных мастеров московского модерна А. В. Кузнецовым был построен новый корпус (нынешнее строение 2).

После 1917 года в старинном здании расположился госпиталь, а потом сюда въехала Московская потребительская коммуна и Совет кооперации.

К середине 1980-х годов усадьба пришла в аварийное состояние. Ремонт, начавшийся в 1987 году, так и не был закончен. И только в середине 2000-х годов новым арендатором - Некоммерческим партнерством по развитию культуры и искусства «Меценат клуб» - была проведена полная комплексная реставрация. Усадьба находится на охране и включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Дом для князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского, был построен в 1817-1820 годы по проекту Огюста Рикара де Монферрана - французского архитектора, главным произведением которого в Санкт–Петербурге стал Исаакиевский собор .
Особняк был построен на ответственном в градообразующем отношении участке, он занимает большой треугольный в плане. Участок расположенный там, где Вознесенский проспект вливается в Адмиралтейскую площадь.

Два фасада, один из которых обращен на север, а другой на запад, к Исаакиевскому собору, Монферран оформил одинаково парадно. В центре каждого из них размещены восьмиколонные коринфские портики. Перед колоннадой, обращенной в сторону Адмиралтейского проспекта - на север, вход в дом стерегут изваяния львов. На подставке под брюхом одной из статуй высечена надпись: «Triscorni F. In Garrara, 1810», напоминающая о том, что статуи львов исполнил Трискорни в Карраре в 1810 году.

За образец скульптор взял львиную пару, установленную во Флоренции на площади Синьории перед Лоджией деи Ланци еще в XIV веке. Один из этих львов античный, другой работы Вакка (1600 г.). Трискорни не просто скопировал флорентийских львов, а несколько изменил облик зверей.
Львы у дома Лобанова-Ростовского вошли в историю, благодаря А.С.Пушкину, который упоминает в своей поэме «Медный всадник» и сам особняк и его стражей.
«….На площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений…»
Пушкин дает точное описание дому, который тогда был действительно новым, а Петровой называли нынешнюю площадь Сенатскую.
В Пушкинские времена перед Адмиралтейством еще не было и от дома Лобанова-Ростовского прекрасно был виден памятник Петру I, который так же благодаря этой поэме, мы называем « ».
Фасад здания, обращенный в сторону Вознесенского проспекта, выглядит значительно проще, но именно вдоль него от острого угла здания, развивается перспектива, замкнутая шпилем .
Парадные помещения размещались на втором этаже. Интерьеры особняка имели богатую отделку, особенно роскошно был оформлен вестибюль и парадная лестница. Дом блестящего вельможи Александровской поры вмещал несколько редкостных коллекций, в том числе и редкое библиотечное собрание.
После смерти супруги князь попытался продать и большой особняк, и бесценную библиотеку, но покупателя не нашлось. Император Николай I выкупил дом и библиотеку. За покупку редкого собрания книг он назначил князю пожизненную пенсию.
Во времена правления Николая I А.Я.Лобанов-Ростовский получил выговор, вышел в отставку, уехал в Париж, где долгое время жил.

Роскошный особняк в Санкт–Петербурге сдавался, а в 1827 году был передан Военному министерству.
Сегодня после перестройки дома Лобанова-Ростовского под гостиницу класса люкс, интерьеры и внутренние флигели здания разрушены, неизменным остался лишь его внешний облик.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 , Нестеров В.В. Львы стерегут город.,Искусство., СПб.,2001,Пыляев М.И.Старый Петербург.Паритет.,СПб.,2008

© Е. А. Паршина, 2009