Что значит "окна тасс".  коллекции окна тасс Кукрыниксы окна тасс

Коллекция Окон ТАСС

Государственный Литературный музей располагает коллекцией «Окон ТАСС», которая по качественному признаку и широте тематического диапазона является одной из крупнейших в нашей стране. Она насчитывает 2180 единиц хранения, включая дубли.

Коллекция «Окон ТАСС» сформировалась в годы войны. Первое поступление - сорок шесть плакатов - датировано 9 октября 1941 года. Все поступления от ТАСС происходили через подписку. Пополнили наш фонд небольшие поступления от Крученых А.Е. (1945), Томского Н.В. (1951) и Никольской Л.Л. (1994).

По фондовой работе разработана структура хранения - по номерам «Окон», по именам художников, созданы справочные карточки: учетная, авторская, хронологическая. Ведется большая работа по искусствоведческому описанию плакатов.

За годы с 1941 по 1946 было выпущено 1490 номеров «Окон». В собрании нашего музея находятся около 1000 номеров (из них 48 плакатов с датой). Самый ранний плакат № 22 датирован июнем 1941 года. Завершает коллекцию плакат с номером 1484, вышедший в декабре 1946 года.

27 июня 1941 года в 16 часов в витрине выставочных залов на Кузнецком мосту появилось «Окно» № 1 с подписью: «М. Черемных». Это не случайно - именно М. Черемных был автором первого «Окна Роста». Ростинцы В. Лебедев, В. Козминский, Н. Радлов, Б. Пророков, Н. Денисовский и другие, были инициаторами возрождения традиций знаменитых «Окон Роста» В. Маяковского. Они же и привнесли свой опыт, мастерство, владение техникой в мастерскую по созданию военно-оборонного плаката.

Начиная с 25 июня и до последнего дня войны мастерская не прекращала своей работы ни на один день. Всего за 1418 дней Великой Отечественной Войны было выпущено 1300 номеров.

Тематику «Окон» определяла сама война: ежедневные сводки Совинформбюро (два раза в день), московская пресса, публикации фронтовых изданий командировки на фронт и в тыл сотрудников и, безусловно, сердце художника и поэта, верившего в Победу.

«Окна ТАСС» прошли дорогами войны от Москвы до Берлина, создав литературно-художественную летопись Великой Отечественной.

Бессменные руководители «Окон ТАСС» Н. Денисовский и П. Соколов-Скаля объединили вокруг «Окон» огромный творческий коллектив: около 130 художников и 80 поэтов. Наша коллекция представлена 70 именами художников и 50 именами поэтов: Б. Ефимов, М. Черемных, Кукрыниксы, В. Горяев, М. Соловьев, В. Лебедев, Г. Савицкий, Г. Нисский, А. Жаров, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, С. Кирсанов, С. Щипачев и многие другие.

Советское правительство высоко оценило вклад "Окон ТАСС" в борьбу с врагом, присудив в конце декабря 1942 г. Государственные премии авторам-художникам Кукрыниксам, П. Соколову-Скаля, Г. Савицкому, Н. Радлову, П. Шухмину, М. Черемных и писателю С. Маршаку.

Вот несколько самых известных номеров «Окон ТАСС», находящихся в коллекции нашего музея.

Окно ТАСС № 323: Клещи

Художники Кукрыниксы

Подпись В.П. Катаев

"Окно ТАСС № 323" получившее название "Клещи", изображает выползающее из левого края листа окарикатуренное изображение Гитлера. Фюрер, символизирующий нападающую немецкую армию, протягивает вперед руки, переходящие в металлические клещи. Так символически художники изобразили тактику немецких войск, танковыми соединениями, стремившихся прорвать фронт и взять противника в "клещи" окружения. Однако эти механические руки стиснуты другими клещами, которые сжимают мускулистые руки, спускающиеся сверху - в ходе Московской битвы, развернувшейся в конце 1941 г. немецко-фашистские войска сами оказались охвачены перешедшими в контрнаступление частями Красной армии. Между беспомощно разжавшимися конечностями Гитлера - обрывки бумаги с надписью "План окружения и взятия Москвы".

Плакат сопровождает надпись: НЕПРОЧНЫЕ ВЕЩИ НЕМЕЦКИЕ КЛЕЩИ; КУДА ПОХЛЕЩЕ СОВЕТСКИЕ КЛЕЩИ. Этот плакат Кукрыниксов стал одним из известнейших. Прибегнув к символическому изображению происходящих на фронте событий, художники добились создания яркого, запоминающегося образа, неоднократно варьировавшегося ими впоследствии.

Хлесткую подпись к данному плакату разработал писатель Валентин Петрович Катаев.

Существует несколько вариантов карикатуры, выполненных почти одновременно в разных техниках. Первый из них появился в газете "Правда" 23 декабря 1941 года.

Окно № 444: России двинулись сыны

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем возжены.

Художник П. Соколов-Скаля

Стихи А.С. Пушкина

Сталинградское сражение раскрыло подлинную суть отношения Гитлера к своему народу. Ценой тысяч человеческих жизней своих солдат он был готов заплатить за реализацию абсурдной завоевательской идеи. Впервые под Сталинградом наши войска захватили в плен тысячи солдат и офицеров противника, которым необходимо было сохранить жизнь.

Кресты из фигур солдат на плакате « Окна ТАСС » № 640 «Превращение "фрицев"», работы художников Кукрыниксов, должны были отделить в понимании советских людей оболваненный нацистами немецкий народ от его правящей фашистской верхушки.

То не звери с диким воем

В бурный ринулись поток,

Гонит «фрицев» на восток.

Одураченные «фрицы»

Превращаются в кресты.

Гибель сволочи немецкой

Не чьё - либо колдовство,

«ОКНА ТАСС» - агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза в годы Великой Отечественной войны .

«Окна Тасс» бы-ли соз-да-ны в пер-вые дни вой-ны ху-дож-ни-ка-ми, ра-бо-тав-ши-ми в «Ок-нах РОСТА», счи-тав-ши-ми се-бя про-дол-жа-те-ля-ми В.В. Мая-ков-ско-го и воз-ро-див-ши-ми тра-ди-ции этих зна-ме-ни-тых пла-ка-тов. Название «Окна Тасс» (че-рез ТАСС шли все по-след-ние из-вес-тия, свод-ки Ин-форм-бю-ро) бы-ло ана-ло-гич-ным «Ок-нам РОСТА». «Окна Тасс» соз-да-ва-ли ху-дож-ни-ки В.Н. Де-ни, Н.Ф. Де-ни-сов-ский (воз-глав-лял ре-дак-цию), Б.Е. Ефи-мов , Б.В. Ио-ган-сон, В.Б. Ко-рец-кий, П.И. Ко-тов, Ку-кры-ник-сы, В.В. Ле-бе-дев, Д.С. Мо-ор, Г.Г. Нис-ский, А.А. Ос-мёр-кин, Ю.И. Пи-ме-нов, Г.К. Са-виц-кий, П.П. Со-ко-лов-Ска-ля (художественный руководитель), М.М. Че-рем-ных; пи-са-те-ли и по-эты М.И. Али-гер, Н.Н. Асе-ев, Д. Бед-ный, О.М. Брик, В.М. Ин-бер, В.П. Ка-та-ев, В.И. Ле-бе-дев-Ку-мач, С.Я. Мар-шак , С.В. Ми-хал-ков, С.С. На-ров-ча-тов, К.М. Си-мо-нов, Н.А. Че-рем-ных, С.П. Щи-па-чёв, И.Г. Эрен-бург и др. (свыше 200 че-ло-век). С пер-вых дней вой-ны соз-да-ва-лись пла-ка-ты ан-ти-фа-ши-ст-ско-го, пат-рио-тического, ге-ро-ического со-дер-жа-ния, ко-то-рые вы-ве-ши-ва-лись в вит-ри-не мас-тер-ской «Окон Тасс» на Куз-нец-ком Мос-ту в Мо-ск-ве. Ис-поль-зо-ва-лись раз-нооб-раз-ные ху-дожественные тех-ни-ки и приё-мы: жи-во-пись мас-лом, ак-ва-ре-лью, тем-пе-рой, ори-ги-наль-ная гра-фи-ка. Со-че-та-ние изо-бра-зительных приё-мов «Окон РОСТА» и тра-ди-ций русского луб-ка с их са-ти-рической ост-ро-той и об-ще-по-нят-но-стью бы-ло расс-чи-та-но на са-мые ши-ро-кие мас-сы зри-те-лей. Сна-ча-ла пла-ка-ты вы-хо-ди-ли в од-ном эк-зем-п-ля-ре или ма-лень-ким ти-ра-жом, впо-след-ст-вии ти-раж вы-рос до 1,5 тысяч эк-зем-п-ля-ров; их от-прав-ля-ли на фронт, рас-про-стра-ня-ли в ты-лу (все-го за го-ды вой-ны вы-шло свыше 1200 вы-пус-ков «Окон Тасс»). Раз-мно-жа-ли пла-ка-ты вруч-ную бри-га-ды рез-чи-ков тра-фа-ре-тов; тра-фа-рет-ная тех-ни-ка ис-пол-не-ния пла-ка-тов по-сто-ян-но со-вер-шен-ст-во-ва-лась и ус-лож-ня-лась (чис-ло цве-тов до-хо-ди-ло до 10-12 и бо-лее). Ху-дож-ни-ки и пи-са-те-ли мол-ние-нос-но, «с пу-ле-мёт-ной бы-ст-ро-той», реа-ги-ро-ва-ли на во-енные со-бы-тия и опе-ра-тив-но от-ра-жа-ли их в бро-ских аги-тационных фор-мах, изо-бра-же-ния со-про-во-ж-да-лись мет-ки-ми и ост-ры-ми сти-хотворными тек-ста-ми. Те-ма-ти-ка пла-ка-тов оп-ре-де-ля-лась за-да-ча-ми то-го или ино-го эта-па борь-бы с вра-гом. Многие пла-ка-ты пред-став-ля-ли со-бой ост-ро-ум-ные хлё-ст-кие ре-пор-та-жи со всех фрон-тов, по-ли-тические эпи-грам-мы на А. Гит-ле-ра, его ок-ру-же-ние и со-юз-ни-ков («На-ша аз-бу-ка», се-рия на-чи-на-лась с бу-к-вы «А» и со-про-во-ж-да-лась ри-сун-ка-ми и дву-стиши-я-ми - например, «У кас-ки вражь-ей есть ро-га, ум-нём их в го-ло-ву вра-га!», «Днём фа-шист ска-зал кре-сть-я-нам: "Шап-ку с го-ло-вы до-лой!". Но-чью от-дал пар-ти-за-нам кас-ку вме-сте с го-ло-вой.»). По ти-пу мо-с-ков-ских соз-да-ва-лись «Окна Тасс» в Ле-нин-гра-де, Аш-ха-ба-де, Ба-ку, Мур-ман-ске, Том-ске, Са-ра-то-ве, Сверд-лов-ске, Таш-кен-те и других го-ро-дах СССР. «Окна Тасс» во-шли в ис-то-рию не толь-ко со-вет-ско-го, но и ме-ж-ду-народного пла-ка-та.

Редакция-мастерская по выпуску военно-оборонного плаката "Окно ТАСС" была создана 25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны. Она разместилась в помещениях художественных салонов на Кузнецком Мосту.

Что такое "Окна ТАСС"?

  • Агитационные плакаты военной тематики, выпускавшиеся вручную, трафаретным способом, без использования каких-либо технических средств. Были созданы по образцу "Окон сатиры РОСТА", выпускавшихся в годы Гражданской войны.
  • Коллектив художников, в который входило свыше 560 человек.
  • Узнаваемый "брусковый" шрифт, разработанный художником Виктором Масленниковым.
  • Работа в три смены и до 1000 экземпляров плакатов ежесуточно.
  • Строгий регламент: в авторских плакатах должно было быть использовано не более 10 цветов, а время, разделявшее изготовление оригинала и выход готового плаката, не превышало 24 часов.
  • 15 млн экземпляров плакатов, выпущенных за годы существования редакции, с 25 июня 1941 года по 29 декабря 1946 года.

Продолжение

Первый тираж "Окон ТАСС" (8 оригинальных плакатов, 308 экземпляров) был выпущен и расклеен на улицах Москвы 27 июня.

Описание

Плакат из первой серии "Окон ТАСС" "Чего Гитлер хочет… и что он получит" был особенно популярен, неоднократно перепечатывался и даже висел на станции Лондонского метрополитена "Чаринг-кросс"

В дальнейшем все макеты, одобренные художественным советом редакции, отправлялись на утверждение ответственному руководителю ТАСС Якову Хавинсону (занимал пост с 1939 по 1943 год) и инструктору Отдела агитпропа ЦК ВКП(б) Павлу Лебедеву-Полянскому.

Во время битвы за Москву 1941-1942 годов сотрудникам "Окон" приходилось работать в тяжелейших условиях. Из-за дефицита масляного растворителя художникам сначала пришлось перейти на работу со скипидаром, а затем и с ацетоном. Из-за необходимости соблюдать условия светомаскировки (мастерские "Окон" находились рядом со зданиями МИД и КГБ) проветривать помещения в ночное время не представлялось возможным. По воспоминаниям работников, из-за высокой концентрации токсичных паров за ночь скорая помощь могла увозить от трех до шести трафаретчиков в тяжелом состоянии.

Солдаты, приезжавшие в столицу за новым тиражом плакатов, приводили слова немцев: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах", будут висеть на фонарных столбах".

После разгрома фашистов под Москвой по просьбе Комитета партизанского движения "Окна ТАСС" стали выходить в формате небольших листовок 30 х 20 см, чтобы активно распространяться участниками партизанских отрядов.

"Багаж" партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и… плакаты, листовки, "Окна ТАСС". Последний груз – один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага "Окон ТАСС" чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции

окна тасс

агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак) создали св. 1200 "Окон ТАСС".

Окна ТАСС

«Окна ТАСС» , агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941≈45. Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом народов СССР, гневно клеймили немецко-фашистских захватчиков. В выпуске «О. Т.» участвовали многие советские художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин и др.) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак и др.). Было создано свыше 1500 «О. Т.» (тираж доходил до 1000 экземпляров). Техника исполнения плакатов (трафарет) постепенно совершенствовалась и усложнялась (число цветов доходило до 10≈12 и более). «О. Т.» выпускались в Москве; по типу московских «окна» создавались также и в др. городах СССР (Ташкенте, Баку, Фрунзе, Ашхабаде, Томске, Саратове, Мурманске, Хабаровске, Свердловске).

Лит.: Холодовская М. 3., Великая Отечественная война в советской графике, М., 1948; Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; Суздалев П, К., Советское искусство периода Великой Отечественной войны, М., 1965; Окна ТАСС. 1941≈1945. [Сборник], составитель Н. Денисовский, [М., 1970].

Википедия

Окна ТАСС

Окна ТАСС - серия агитационных плакатов с призывами к защите Родины (наследует Окна РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны.

Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство - мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.

Художники:

  • Главными художниками были Кукрыниксы
  • Черемных, Михаил Михайлович
  • Шухмин, Пётр Митрофанович
  • Радлов, Николай Эрнестович
  • Котов, Пётр Иванович

Поэты:

  • Демьян Бедный
  • Жаров, Александр Алексеевич
  • Лебедев-Кумач, Василий Иванович
  • Маршак, Самуил Яковлевич
  • Использовались стихи покойного Маяковского.

Кукрыниксы внесли огромный вклад в деятельность «Окон ТАСС». Их листы, в частности, «На приеме у бесноватого главнокомандующего» (1944), «Потеряла я колечко» (1944), по манере восходят к жанру карикатуры, в котором они работали в 20-е.

Как «Окна ТАСС» приближали Победу

Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграло Телеграфное агентство Советского Союза и его «Окна ТАСС». Продолжатели традиций «Окон РОСТа», они выходили даже в блокадном Ленинграде, и были настолько злободневны и популярны, что Гитлер объявил художников «Окон» своими личными врагами.

Агитационные политические плакаты «Окна ТАСС» и были задуманы как один из видов идеологического оружия. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в Германии. Патриотические плакаты и тексты «Окон ТАСС» призывали к победе, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом.

В этой же серии создавались рисунки, в которых авторы, прибегая к жесткой сатире, высмеивали врага. «Окна ТАСС» обладали необычайным воздействием на зрителя. Как говорили современники, «эти плакаты разили, как снаряды».

Плакаты «Окна ТАСС» выпускались в Москве, Ленинграде и других городах СССР - Ташкенте, Баку, Ашхабаде, Саратове, Мурманске, Свердловске, Хабаровске… Они размещались обычно в общественных местах в центре городов. Так, в Ленинграде плакаты расклеивались на Невском проспекте у Елисеевского магазина. С лета 1943 года выходили фронтовые "Окна ТАСС", печатавшиеся на листах меньшего формата - их забрасывали в партизанский край.

«Окна ТАСС» создавали лучшие художники: Михаил Черемных, Борис Ефимов, Кукрыниксы. И известные литераторы: Самуил Маршак, Демьян Бедный, Ольга Берггольц, Василий Лебедев-Кумач.

Первый плакат «Окон ТАСС» был вывешен уже 27 июня 1941-го. После этого работа не прекращалась ни на минуту. Агитационные плакаты выпускались в мастерских на Кузнецком мосту. На плакат размером полтора метра на метр уходило полчаса. Утром приходило сообщение ТАСС, художники делали наброски, резчик по линолеуму - трафарет, и через 30 минут десятки плакатов были готовы. Художники работали в три смены. С 1941 по 1945 год в том кабинете, где делались «Окна», свет вообще не гасился. «Окна ТАСС» переводились на пленку, из них делали диафильмы, которые крутили повсеместно - в тылу и на фронте. В архивах агентства сегодня хранятся даже карманные «Окна ТАСС». Они были изготовлены в ответ на письмо партизана, который жаловался, как трудно им переносить большие и тяжелые плакаты.
Потом их распространяли даже в деревнях, где не было ни телеграфа, ни телефона, ни радио. Рисунок, понятный каждому, был очень действенным оружием. Немецкое командование запаниковало, когда на оккупированной территории однажды утром здание гестапо оказалось оклеено плакатами ТАСС.

Наиболее удачные «Окна ТАСС» выходили в виде листовок на немецком языке и разбрасывались над немецкими окопами.

Высокий художественный, информационный и пропагандистский уровень плакатов признавали многие. В 1944 году один американский предприниматель даже просил подписать его на «Окна ТАСС». Цитата из его письма в Москву: «Я не согласен с вашей идеологией, но “Окна ТАСС” настолько хороши, что когда я вывешиваю их у себя в цехах, производительность труда повышается».

Всего за годы войны было создано свыше 1500 «Окон ТАСС»; их тираж доходил до 1000 экземпляров.

По материалам СМИ